ДИАГНОСТИКА РИСКА ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ (Методическое пособие для педагогов-психологов)

Чтобы предупредить школьную дезадаптацию первоклассников, необходимо уже в самом начале их обучения выявить те неблагоприятные факторы, которые в последующем могут привести к адаптационным нарушениям. При анализе факторов, влияющих на процесс адаптации ребенка к школе, важно, прежде всего, выявить те параметры развития, которые, в случае их несоответствия требованиям ситуации школьного обучения, приводят к возникновению школьной дезадаптации.

В младшем школьном возрасте такими параметрами являются:

  • школьно-значимые психические процессы и функции (произвольность, внимание, моторика, зрительно-моторная координация, зрительное и слуховое восприятие, пространственно-временные представления, память, речь, мышление);
  • мотивационная сфера (желание учиться, понимание значимости учения);
  • самооценка и уровень притязаний как интегративные личностные образования, определяющие поведение индивида (критичность, требовательность к себе; отношение к успехам и неудачам);
  • личностные качества, касающиеся эмоциональной и коммуникативной сфер (адекватное эмоциональное реагирование на различные ситуации школьной жизни; определение оптимальной позиции в отношениях с окружающими, умение контактировать с другими людьми).

Учет указанных выше факторов при психолого-педагогическом сопровождении младших школьников позволит уже на ранних этапах организовать превентивную работу, направленную на профилактику школьной дезадаптации.

В предлагаемом методическом пособии приводятся составленные автором диагностические программы, которые помогут психологу выявить детей группы риска школьной дезадаптации и правильно организовать с ними профилактическую работу на начальном этапе обучения.

© CopyRight ЦДиК №9 Cоздание сайта: ООО «Меридиан»

Наши координаты:

юр.адрес: г. Красноярск, пр. Мира, 46-48, т. 8(391) 273-73-37

факт.адрес: г. Красноярск, ул. Д. Мартынова, 26 т. 8(391) 200-14-24

cnt.sputnik.ru