Калейдоскоп эмоций: игры на развитие
эмоциональной сферы дошкольников 4-7 лет.
Игры на развитие эмоциональной сферы могут обогатить эмоциональный опыт детей и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии. Дошкольный возраст – благодатный период для организации педагогической работы по эмоциональному развитию детей. Основная задача такой работы заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять. Родителям важно специально знакомить детей со своеобразным эмоциональным букварем, учить пользоваться языком эмоций для выражения собственных чувств и переживаний и для лучшего понимания состояния других людей.
Вашему вниманию предлагаются некоторые упражнения, игры, которые могут использовать родители для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
На что похоже настроение? (для детей с 5 лет)
Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнения лучше взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойномголубом небе, а твое?» Интерпретируя ответы детей, учтите, что плохая погода, холод, дождь, хмурое небо, агрессивные элементы свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.
Попугай (для детей с 4 лет)
Цель: учить передавать эмоциональное состояние с помощь речи и мимики
Взрослый говорит любое короткое предложение, например «Я иду гулять» с определенным чувством, а ребёнок должен повторить его и угадать, с каким чувством сказано это предложение (радостно, грустно, вопросительно, с досадой, испуганно, со злостью, спокойно).
Школа актеров (для детей с 5 лет)
Цель: развитие эмоциональной сферы, выразительности пантомимики
В школу актеров принимаются дети после небольшой проверки. Вам нужно:
-Нахмуриться, как осенняя туча; рассерженный человек;
-Загрустить, как царевнаНесмеяна; заболевший ребенок; осликИа
-Злиться, как злая волшебница; два барана на мосту; голодный волк; ребенок, у которого отняли мяч
-Испугаться, как заяц, увидевший волка; птенец, который выпал из гнезда; котенок, на которого лает злая собака;
-Улыбнуться, как кот на солнышке; хитрая лиса; мама; будто ты увидел чудо.
Эмоции (для детей с 5 лет)
Цель: развитие эмоциональной восприимчивости, распознание эмоциональных состояний.
Детям показывают картинки с изображением детей в разных эмоциональных состояниях. Предлагается показать с помощью мимики и позы изображенные на них эмоции и назвать их. Затем объяснить, почему дети в таком настроении? Что могло произойти? Каждому ребенку предлагается выбрать по одной картинке и придумать по ней короткий рассказ.
Примечание. Задание может использоваться как тест для определения эмоциональной восприимчивости ребенка с шести лет - чем больше эмоций он различил, тем выше уровень его эмпатии.
Раз, два, три ... Настроение, замри! (для детей с 5 лет)
Цель: развитие эмоциональной сферы, выразительности пантомимики
Показать ребятам картинку с изображением людей в различных настроениях (грусть, обида, радость, злость и т.п.). Ребята по команде: «Раз, два, три ... Настроение, замри!» - изображают на лице определенное настроение.
Цветок радости (рисование)
Каждому ребенку дается бумажный лепесток (или два, если детей мало), карандаши и фломастеры. Детей просят раскрасить лепестки «радостными» цветами. Затем берется бумажный круг – серединка цветка – истеплером присоединяются к нему раскрашенные лепестки. Аналогично можно выполнять задание и с другими положительными эмоциями или качествами. Например, цветок интереса, цветок знаний, цветок дружбы и т.п.
Радости и огорчения (для детей с 6 лет)
Цель: выявление характера и содержания переживаний, их осознание.
Ребятам предлагается дополнить два предложения: «Больше всего я радуюсь, когда...», «Больше всего я огорчаюсь, когда...». Лист бумаги делится пополам. Каждая часть имеет символ: солнце и тучу. Ребёнок в соответствующей части листа рисует свои радости и огорчения. После предлагается ответить на вопрос: «Как ты думаешь, что радует, а что огорчает твоих родителей, воспитателя?» При анализе ответов можно выделить радости и огорчения, связанные с собственной жизнью, с жизнью семьи.
Злой, грустный, недовольный (для детей с 6 лет)
Цель: учить различать эмоциональные состояния друг друга
Дети сидят в кругу, водящий за кругом спиной к ним или выходит за дверь. Взрослый говорит детям, какую отрицательную эмоцию каждый из них будет изображать. Когда входит водящий, взрослый говорит ему: «У нас все дети в хорошем настроении, только двое злых (грустных, недовольных). Кто они?»
Водящий подходит к детям и угадывает. Если он правильно называет эмоцию, все кричат «Ура!» или хлопают в ладоши. А ребенок, изображавший отрицательную эмоцию, улыбается. Если водящий ошибся, все говорят «Ой – ой –ой!» После выбирают нового водящего.
Закончи предложение
Цель: осознание своих эмоций и эмоциональных реакций других людей
Детям предлагается закончить предложение:
-Когда ребенок плачет, мама чувствует…
-Когда дети играют, они чувствуют…
-Когда человек говорит неправду, он чувствует…
-Когда ребенок болеет, мама чувствует…
-Когда человек остается один, он чувствует…
-Когда человек сделал доброе дело, он чувствует
-Когда у человека есть друг, он чувствует…
-Когда человек видит что-то необычное, он…
Волшебные шары
Цель: развитие воображения, закрепление знаний об эмоциях
Детям предлагают изображения воздушных шаров разнообразной формы. Каждый ребенок выбирает себе шар и схематически рисует на нем эмоцию, которая подходит к форме этого шара. Затем шар раскрашивают подходящим цветом.
Снежинки – эмоции
Цель: развитие воображения, фантазии, осознание своего эмоционального состояния.
Детям предлагаются снежинки с изображением какой-либо эмоции, которые они должны дорисовать или раскрасить. Затем снежинки надо перевернуть и на оборотной стороне нарисовать свое настроение. По окончанию рисования все рассматривают и обсуждают работы друг друга. Вместо снежинок можно детям предложить сердечки, звездочки, шарики, цветочки и т.п.