Уважаемые гости, мы рады приветствовать вас!

Новости МБУ ЦППМиСП № 9


Выявление сформированности зрительно - пространственных представлений
у детей дошкольного возраста

Учитель-дефектолог

Кошубаро А.И.

Одним из наиболее простых способов выявления сформированности у ребенка зрительно-пространственных представлений является проверка понимания им значений предлогов, обозначающих расположение предметов в пространстве по отношению друг к другу. Сделать это можно следующим образом:

1. Положите один карандаш НА книгу, другой-ПОД книгу, третий –В книгу, четвертый – ЗА книгу, пятый ОКОЛО книги, а шестой удерживайте-НАД книгой. После этого последовательно задавайте ребенку такие вопросы: «Покажи, какой карандаш лежит НА книге? А какой ПОД книгой? Какой В книге? и т.д.

Затруднения при выполнении этого задания будут свидетельствовать о недостаточной сформированности у ребенка зрительно-пространственных представлений, выражающихся в непонимании расположения предметов в пространстве по отношению друг к другу.

2. При том же самом расположении предметов в пространстве книги и карандашей поменяйте характер вопросов. Попросите ребенка взять карандаш ИЗ книги, ИЗ-ПОД книги, ИЗ-ЗА книги, с книги, ОТ книги. Как видим, здесь проверяется понимание уже других предлогов.

В случае затруднений при выполнении этих двух заданий предложите ребенку следующее, еще более простое задание.

3. Одну книгу и карандаш положите перед собой, другую книгу и карандаш-перед ребенком. Положив свой карандаш НА книгу попросите ребенку сделать то же самое и с его карандашом (ПРЕДЛОГ НЕ НАЗЫВАЕТСЯ). Не исключено, что ребенок положит свой карандаш В книгу или ОКОЛО книги, то есть что он не смоет правильно воспроизвести пространственное расположение этих двух предметов по отношению друг к другу . Это означает, что ему непонятно даже само пространственное расположение предметов, а значит, и тем более смысл употребления в речи  соответствующих предлогов. Для большей убедительности сделайте еще несколько подобных проб: положите карандаш В книгу, ПОД книгу, ОКОЛО книги и каждый раз предлагайте ребенку сделать то же самое, не называя при этом предлогов.

Невыполнение  этого последнего задания будет свидетельствовать об особенно груом отставании в развитии у ребенка зрительно-пространственных представлений (невыполнение первых двух заданий может объясняться не непониманием самих пространственных отношений между предметами, а только незнанием их словесных обозначений)

4. Это задание позволяет выяснить правильность ориентировки ребенка в левой и правой сторонах пространства.

А) Положите карандаш справа от книги и попросите ребенка сделать то же самое с его карандашом. Вполне возможно, что он положит свой карандаш слева, то есть воспроизведет расположение в пространстве этих двух предметов зеркально.

Б) Сложите два карандаша в виде печатной буквы Г и попросите ребенка сделать то же самое с двумя другими карандашами. Затем сложите четыре карандаша  в виде печатной буквы Е и попросите ребенка воспроизвести точно такое же расположение карандашей. Зеркальность выполнений этих заданий будет свидетельствовать о затруднении в различении левой и правой сторон пространства.

В) Попросите ребенка показать предмет, который находится справа от тарелки, а затем-слева от нее. Потом спросите его, где лежит ложка (справа от тарелки) и где лежит вилка (слева от тарелки).

Г) Попросите ребенка поднять вверх правую руку. Если он затруднится в определении своей правой руки, то это окончательно подтвердит его полную дезориентированность  в левой и правой сторонах пространства. Такие дети обычно пишут некоторые из уже известных  им печатных букв или цифр зеркально. То же самое  будет характерно для их письма в школе-у них неизбежно возникнет оптическая дизграфия, выражающаяся в «зеркальном» написании букв, если не провести с этими детьми необходимой  профилактической работы.

5. Это задание, касающееся взаиморасположения в пространстве квадрата и круга, как бы совмещает в себе все предшествующие задания, и поэтому здесь требуется особенно большое разнообразие предлагаемых ребенком вопросов.

Здесь, как и во всех других случаях , сначала нужно убедиться в понимании ребенком расположения в пространстве квадрата и круга по отношению друг к другу. Поэтому ребенок в этом случае сам ничего не называет, а только выражает свое понимание или непонимание вопросов взрослого путем правильного или неправильного показа этих геометрических фигур. Вопросы: «Покажи, какой круг находится под квадратом? А какой над квадратом? А где под квадратом круг? Какой круг слева (справа) от квадрата?» и т.д.

Только после безошибочного и достаточно уверенного и быстрого выполнения ребенком всех этих заданий следует перейти к словесному обозначению самим ребенком пространственного расположения данных фигур. Для этого ему предлагаются примерно такие вопросы, на которые он отвечает после показа взрослым круга или квадрата: «Где расположен этот круг?»-«(Под) или над квадратом». «А где расположен этот квадрат?» - «Справа  (или слева) от круга» и т.д.

6. А) Попросите ребенка сказать, чем (какими деталями) отличаются друг от друга две похожие кружки. Для нахождения всех довольно мелких различий ребенок должен обладать достаточно развитым зрительным анализом.

Б) Предложите ребенку сложить из детских кубиков по образцу какой-либо пребмет. Для выполнения этого задания необходимо умение синтезировать отдельные части предмета  в целый предмет. При неразвитости зрительного анализа и синтеза дети нередко не могут сложить из двух половинок бабочку или матрешку, прикладывая друг к другу их  нестыкующиеся  части.

Трудность выполнения ребенком старшего  дошкольного возраста хотя бы некоторых из шести заданий будет свидетельствовать о недостаточной сформированности у него зрительно-пространственных представлений и зрительногоанализа и синтеза.

Понятно, что эти предпосылки обязательно должны  быть устранены до начала школьного обучения ребенка. Если ребенок уже в дошкольном возрасте сможет на наглядном материале, используя помощь взрослого, разобраться во всех этих непростых для него вещах, то это убережет его от очень многих  школьных проблем.

Литература

1. Парамонова Л.Г. Как подготовить ребенка к школе.-Спб.: Дельта, 1997
2. Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция.-Спб.: Детства-Пресс 2006
3. Парамонова Л.Г. Легкий способ правильно научиться говорить и писать.-М.:АСТ, 2008

Наши координаты:

Юридический адрес: г. Красноярск, ул. Маерчака, 34, т. 8(391) 200-10-52

Фактический адрес: г. Красноярск, ул. Маерчака, 34, т. 8(391) 200-14-24

Кто на сайте?

Сейчас на сайте 52 гостя и нет пользователей

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.

© 2016, МБУ ЦППМиСП № 9 г. Красноярск.  Cоздание сайта: ООО «Меридиан»