Учитель-логопед Дзисюк В.Ф.
В раннем возрасте развитие ребенка идет ускоренными темпами. Наблюдая за окружающим миром, анализируя поступающую от всех органов чувств информацию, малыш открывает для себя многообразие форм и размеров предметов, учится находить причинно-следственные связи между событиями.
Весомый шаг к развитию образного мышления, интеллекта, фантазии и воображения - общение с книгой. Пока кроха слишком мал, чтобы самостоятельно приоткрыть дверь в мир, созданный писателем, главными его помощниками в знакомстве с книгой остаются родители.
К концу второго года жизни малыш становится более самостоятельным, отдавая предпочтение вполне определенным книгам. Как правило, в этом возрасте ребенок хорошо воспринимает не только сложные классические сказки ("Красная шапочка"), но и рассказы о животных (В. Бианки).
Основная проблема, с которой сталкиваются родители ребенка этого возраста - боязнь испугать кроху, прочитав ему "страшную " сказку. Стоит ли малышу слушать историю о том, как кровожадный Волк съел Бабушку -решать только вам. Однако большинство психологов сходятся во мнении: нет ничего опасного в чтении подобных сказок. Читая их вместе с ребенком, убедитесь, что он понимает: история в книге - не настоящая, вымышленная.
Если малыш слишком впечатлителен - слегка "отредактируйте" текст: например, пусть Бабушка прячется в шкафу до тех пор, пока не придет лесник. Читайте " страшные " сказки днем, уютно устроившись с малышом в кресле - пусть он чувствует себя рядом с вами в безопасности. Как правило, страх при чтении сказок возникает с подачи самих родителей ("Не бойся, волк к нам не придет"). Но если ваш малыш после определенной сказки выглядит испуганным -не настаивайте на ее дальнейшем чтении, подождите, пока ребенок сам вас об этом не попросит.
ФОРМИРУЕМ КУЛЬТУРУ ЧТЕНИЯ
Если вы считаете чтение книг пустой тратой времени, скорее всего, подобное отношение к литературе унаследует и ребенок. Пусть на полках вашего шкафа стоят книги, найдите в течении дня хотя бы пол часа для чтения (не только газет и журналов).
Ни в коем случае не читайте во время еды. Впоследствии так поступать будет и ваш ребенок. А подобная привычка не только относится к вредным, но и пагубно отражается на здоровье.
Научите кроху бережно обращаться с книгой. Выделите малышу специальную полочку, на которой будет храниться только его литература. При первых попытках порвать страницу, книгу на время конфискуйте, объяснив ребенку, что подобное поведение недопустимо.
Раз в месяц устраивайте "санитарный день": вместе с малышом, при помощи скотча, нетоксичного клея восстановите поврежденные страницы. С маминой помощью, используя цветные карандаши или краски, ребенок может разработать новый дизайн разорванной обложки. Если от любимой книги малыша остались лишь обрывки страниц, не покупайте взамен старой такую же новую -малыш должен нести ответственность за свои поступки и понимать, какие последствия влекут за собой те или иные действия.
Читая вместе с малышом, не ругайте его, встретив в очередной раз вырванную страницу.
Достаточно пересказать отсутствующий текст своими словами и посетовать: "Все - таки, жаль, что здесь нет страницы. Помнишь, на ней была такая чудесная иллюстрация!"
ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК КНИГ ДЛЯ ЧТЕНИЯ С РЕБЕНКОМ
ОТ 0 ДО ДВУХ ЛЕТ:
- Серия "Моя первая книжка": "Это я" , " Животные", "Счет", " Машина", "Слова"
- Серия "Уроки малышам": "Твои игрушки", "Считалочка", "Давай поиграем"
- Серия "Топотушки"
- Стихи А. Барто, К. Чуковского, Э. Успенского, И. Токмаковой, Д . Хармса , С. Маршака
- Русские народные сказки -"Репка", "Курочка Ряба", "Колобок", Снегурушка и лиса", "Теремок ".
ОТ ДВУХ ДО ТРЕХ ЛЕТ:
К списку можно добавить:
- Л. Толстой "Три медведя"
- Русские народные сказки -"Гуси -лебеди", "Петушок и бобовое зернышко"
- Стихи С. Михалкова
- Рассказы В. Бианки
- Сказки "Красная шапочка","Три поросенка", "Кот в сапогах"