Нарушение письма или что такое дисграфия?

Письмо - это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс.

Дисграфия - это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма.

  1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии.

Замена:  Р-Л,  С-Ш,   Ж-З

Рак – лак                          стол – штол                         жук – зук   

ковёр – ковёл                   скала – шкала                     кожа - коза   

берёза – белёза                каска – кашка                     дождь – доздь

щенок – ченок                 тетрадь – чечрачь               цыплёнок – сыплёнок     

рукавицы – рукавиты     бублик – пуплик (публик, буплик)

Причиной возникновения этого вида нарушений является неправильное произношение звуков речи. Ребенок пишет слова так, как их произносит, то есть отражает своё дефектное произношение на письме.

  1. Акустическая форма дисграфии.

Смешиваются буквы

  • обозначающие звонкие - глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.),
  • свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.),
  • аффрикаты и компоненты (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.).

Так же проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: "писмо", "лубит", "больит" и т.д.

Причиной возникновения этого вида является нарушение дифференциации, распознавания близких звуков речи.

Парные звонкие – глухие согласные: 

3 - С - «кослик», «вазилёк», «привосит», «река узнула, как в зказке», «звою сумку», «саснуть».

Б - П - «попеда», «бодарил», «просают», «пельё», «балатка», «польшие».

Ж - Ш - «шдёт», «ужибла», «кружился снешок», «жумно», «жишки», «ложадь», «весело шушшали шуки...».

Г - К — «долко», «клавный», «досга», «кокда», «собага», «груглый», «уколок».

В - Ф — «портвель», «ворточка», «картовель», «вавли», «фьюга», «ковта».

Д - Т — «тавно», «сыдый», «деди», «дрещат», «медёт вьюга», «втрук», «ситит», «блетный», «допетое бревно», «итут домой». Лабиализованные гласные:

О - У — «звенит рочей», «по хрупкумульду», «сизый голобь», «дедошка».

Ё - Ю — «клёква», «лёбит», «замюрзли», «тюплый», «салёт», «самолют», «перелютные птицы», «висело ружью» Африкаты:   Ч — Щ — «стущал», «роча», «хичный», «чепки», «пича», «щасто». ц _ Ч-Ц - «сквореч», «граци», «чапля», «процитал», «цястый».

Ч - Т — «черчит», «утитель», «Жутька», «вместе играч»,

Ц - Т — девотька». «пцицы», «цвецет», «Пеця»...

Ц - С — «рельцы», «куриса», «улиса»...

  1. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи. Для нее наиболее характерны следующие ошибки:  

  • пропуски букв и слогов;
  • перестановка букв и (или) слогов;
  • недописывание слов;
  • написание лишних букв в слове (бывает, когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго "поет звук");
  • повторение букв и (или) слогов;

.  контоминация - в одном слове слоги разных слов;       

  • слитное написание предлогов, раздельное написание приставок ("настоле", "на ступила").

Причина ее возникновения — затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки.

  1. Аграмматическая дисграфия.

Причина недоразвитие грамматического строя речи.

Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовать слова между собой

- Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики ("красивый сумка", "веселые день").

- Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.                                                 

-  Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже овладевший грамотой, "вплотную" приступает к изучению грамматических правил. И здесь вдруг обнаруживается, что он никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам.

  1. Оптическая дисграфия.

Причина возникновения - несформированность зрительно-пространственных функций и зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов ("палочки", "овалы") и нескольких "специфичных" элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки: и, ш, ц, щ; б, в, д, у...

Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

Проявляется в заменах и искажениях на письме графически сходных рукописных букв (и-ш, п-т, т-ш, в-д, б-д, л-м, э-с и др.). Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме: - недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж и т.д.;

- добавление лишних элементов;

- пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент;

- зеркальное написание букв.

На что нужно обратить особое внимание:

  1. Если ребенок левша.
  2. Если он - переученный правша.
  3. Если ребенок посещал логопедическую группу.
  4. Если в семье говорят на двух или более языках.
  5. Если ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии.) Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.
  6. Если у ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.
  7. Смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.
  8. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лека (река), суба (шуба).
  9. При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня (дыня), клёква (клюква).
  10. Пропуски букв, слогов, недописывание слов. Например: прта - парта, моко - молоко, весёлы (весёлый). Несколько советов родителям и воспитателям ГПД: 1. Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.
  11. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.
  12. Хвалите ребенка за каждый достигнутый успех. В раннем возрасте еще возможно повлиять на формирование навыка письма с помощью подходящего пишущего инструмента

Учитель-логопед МБУ ЦППМиСП № 9

Дзисюк Виктория Фаритовна

 

 

 

© CopyRight ЦДиК №9 Cоздание сайта: ООО «Меридиан»

Наши координаты:

юр.адрес: г. Красноярск, пр. Мира, 46-48, т. 8(391) 273-73-37

факт.адрес: г. Красноярск, ул. Д. Мартынова, 26 т. 8(391) 200-14-24

cnt.sputnik.ru