Как подготовить  ребёнка к написанию сочинения

Зачем?

Казалось бы, зачем? С тех пор как школьники сдают ГИА и ЕГЭ, традиционное выпускное сочинение упразднили. Но расслабляться рано: не всё так просто. Каждый год возникают разговоры о том, что выпускное сочинение необходимо вернуть. И если сторонники этой идеи однажды победят, будьте уверены – возвращение произойдёт стремительно. Детей предупредят максимум за год, а то и позже. И те, кто не получил соответствующего навыка, окажутся под ударом…

Так что если не хотите подставить собственного ребёнка, позаботьтесь о том, чтобы он умел грамотно и связно выражать мысли на бумаге. Тем более что любой физиолог вам скажет: тот, кто не умеет этого делать письменно, и в устной речи не слишком силён..

Итак, будем считать, что с вопросом «зачем?» мы разобрались. Остаётся понять, чем родители могут помочь своему школьнику.

Почему некоторые дети не умеют писать сочинения?

Дети, которые не умеют писать сочинения, были всегда. К сожалению, за последние десятилетия процент тех, кто беспомощен перед листом бумаги, вырос существенно. Причин этой беды несколько:

  • дети стали совсем мало читать (так же, как и их родители);
  • или они читают не то, что надо;
  • свою немалую лепту внесло и то, что способом проверки знаний стало тестирование.

Что делать?

Но всё сказанное выше – не повод опускать руки. И даже наоборот – это причина подключиться к образовательному процессу.

Золотое правило для родителей школьников:

Никогда не писать сочинение за ребёнка!!!

Даже если ребёнка очень жалко: «Он ведь ещё совсем маленький, потом научится!»

А вот помогать можно и нужно, причём начинать нужно ещё в младших классах.

Шаг 1. Научите ребёнка  рассуждать.

Не секрет, что с ребенком нужно много общаться. Даже во время обычного разговора о школьных друзьях, после просмотра новостей, фильма или передачи, похода в гости интересуйтесь мнением ребенка, объясняйте ему свое видение этого вопроса. Задавайте наводящие вопросы,  стимулируйте размышление ребенка. Рассказывайте о интересных книгах, соответствующих возрасту ребенка. Заинтригуйте несколькими примерами из книги. Ненавязчиво подтолкните ребенка к прочтению этих книг. Стоит отметить, что при чтении задействовано максимальное количество областей мозга. Так же, за счет имеющегося у произведения сюжетного построения, ребенок развивает свое логическое мышление. У героев есть различные характеры, есть прошлое, будущее и настоящее, происходят различные события, влияющие на изменение сюжетной линии. Все это ребенок учится осмысливать, читая. После прочтения обязательно поинтересуйтесь впечатлением от книги. Попросите вкратце пересказать его и обсудите характер и поступки некоторых персонажей.

Литературный язык. В повседневной жизни мы часто упрощаем свою речь. Как ребенку обогатить свой язык, где научиться различным художественным приемам? К сожалению, педагогам в школе не всегда это удается. Стоит опять же обратиться к книгам и хорошим стихотворениям. Так ребенок ощущает различный стиль произведений. Буквально чувствует, каким необыкновенным все становится от грамотного описания и сравнения предметов.

В разговорах затрагивайте различные аспекты. Например, описывайте различные события или людей. Даже в детских садах используют приемы для развития образности выражения мыслей ребенка. Для этого сажают на стул, например, куклу и просят ребенка рассказать о ней. История содержит не только ее имя, но и описание наряда, ее привычки, любимые занятия, ее друзей, желания, целые истории из ее насыщенной кукольной жизни. Это делают даже в детском саду. Почему не развивать рассудительность и образное восприятие у ребенка в школьном возрасте?

Память. Существует три вида памяти: слуховая, зрительная и моторная. Моторная-память «двигательная», зрительная как раз помогает выучить стихотворение, слуховая- помогает ученику запомнить материал еще на уроке, когда его рассказывает преподаватель, помогает запомнить первоначальный текст изложения. Тренировать память следует постоянно. Для этого есть различные способы. Можно играть в игры на убывание определенных предметов. Когда на стол укладывается несколько разных вещей, затем взрослый убирает одну или заменяется на другую, ребёнок должен сказать что изменилось, или чего не стало. Так же тренировкой будет запоминание ряда из слов на слух. Повторение различных движений. Все это должно быть ненавязчиво, играя. Такие игры можно предлагать ребёнку уже с 2 – 3 лет, постепенно увеличивая количество предъявляемых предметов, слов или картинок.

Поощряйте ребенка к творчеству.

Сделайте привязку к его интересам. И ребенок порадует вас своим литературным слогом, напишет интересное письмо бабушке, сочинит стишок для сестрички, научится писать сочинения, изложения и стихотворения.

Шаг 2. Тема сочинения.

Любая творческая работа начинается с темы. Объяснить, что тема – это то, о чём мы пишем, а главная мысль – что ты, собственно, собираешься сказать. Например, учитель предложил тему «За что я люблю Новый год». Давай спросим: что в этом празднике тебе больше всего нравится? То, что в нашей семье это лучший праздник: самый весёлый, когда все собираются вместе и когда много подарков. Отлично! Это и есть главная мысль. Именно об этом и напиши!

Задана тема преподавателем или выбрана ребёнком самостоятельно – имеет принципиальное значение? Абсолютно никакого! Наша с вами цель – понять, разбирается ли ребёнок в данном вопросе, поэтому начинаем обсуждать и рассуждать.

Позвольте вашему школьнику выразить свои мысли, задавайте наводящие вопросы, ищите в дополнительных источниках нужную информацию – всё это поможет собрать исходный материал для будущей работы, исключить не относящееся к теме и оставить только самое необходимое.

Шаг 3. Работаем по плану.

Ну вот, ваш ребёнок определился, чему будет посвящено сочинение, но, мыслей так много, все они так перепутались. Что делать? Начинаем составлять план, который выстроит в красивые рамки все рассуждения и позволит получить структурированный результат.

Расскажите своему маленькому школьнику про трёх основных «китов», на которых строится творческая работа: введение, основная часть и заключение.

Главная цель на этом этапе – дать понять, что должен содержать в себе каждый из пунктов плана, и чем они друг от друга отличаются.

Когда именно разрабатывать план действий – до сбора необходимого материала или после – решать исключительно основному участнику процесса. Некоторые дети легко справляются с выбором темы и обозначением границ, но не могут определиться, о чем они будут писать. Для таких случаев будет целесообразным вначале собрать информацию, а потом написать план работы. Главное условие – план не должен появляться уже после написания сочинения.

Шаг 4. Пишем на черновик.

Как бы ни хотелось нашим детям побыстрее справляться с домашними заданиями, чтобы освободить побольше времени для развлечений и прогулок, зачастую им приходится мириться с предварительным выполнением заданий на черновиках.

Убедить своего школьника в том, что черновики – это не двойная работа, а возможность вовремя исправить ошибки и недочеты, должен уметь каждый родитель. На первых этапах вместо традиционного черновика можно использовать диктофон. Данная функция сейчас есть практически на каждом телефоне. Это необходимо для того, что бы ребёнок мог услышать свой рассказ «со стороны», и вместе с родителем (а в последствии и самостоятельно) внести некоторые корректировки, подумать, как одну и ту же мысль  можно сказать по другому.   Приучайте ребёнка стремиться к аккуратно исполненному результату уже в начальной школе, и это поможет ему в дальнейшем обучении.

Независимо от формы сочинения, будь то повествование, описание по картине или рассуждение, задача работы – раскрыть главную мысль.

Именно этому посвящена основная часть – содержание. Тем не менее, как показывает практика, с содержательной частью школьники справляются намного проще, чем с вступительной.

Гораздо труднее для детей найти первую фразу, с которой необходимо начать. И из этой, на первый взгляд сложной, ситуации есть выход.

Объясните своему ученику, что введение вытекает из сути основной части его работы, указывает, почему выбрана такая тема, и, для упрощения процесса, его написание можно отложить на второй план. Поверьте, что ребёнок справится гораздо успешнее с этой задачей, когда будет готова середина.

Подведение итогов и формулирование выводов будет  заключительным этапом работы. Главное правило на этом этапе – не ограничивайте ребёнка в объёмах, дайте волю его мыслям. Он ведь не волшебник, он только учится!

Шаг 5. Проверяем результат.

На данном этапе участники процесса меняются местами: поработать придется вам, родители. Мы с вами будем читать, вычеркивать, исправлять и дополнять. Только все ли родители делают это правильно? К сожалению, нет. Зачастую этот процесс выглядит как техническая корректура готового материала.

Вы готовы и впоследствии исправлять ошибки своего школьника или хотели бы, чтобы ребёнок овладевал знаниями и применял их самостоятельно?

Давайте будем не только править, но и объяснять, почему мы это делаем. Не исправлять ошибки, а указывать на них, предлагая варианты их устранения.

А вдруг у ребёнка на это есть своя, отличная от вашей, точка зрения, которая имеет право на существование?

К разному возрасту разный подход.

С написанием сочинений школьники сталкиваются уже в 1 классе. На уроках русского языка начинающим ученикам предлагается в устной форме рассказать о себе, выразить свои эмоции и чувства, дать описание по картинке.

Как правило, уже к моменту поступления в школу малыши имеют основные навыки описательного процесса. Наша с вами задача в этот период – развивать словарный запас.

Сделайте хорошей привычкой во время совместных прогулок с ребёнком описывать какие-либо предметы, элементы природы, используя для этого прилагательные, добавляя новые, неизвестные слова. Одновременно интересно и полезно!

Самостоятельная работа по индивидуальным темам начинается у детей во 2 классе. Здесь и пригодятся освоенные навыки описания, потому что основная тематика сочинений – сюжетные рассказы. В этом возрасте школьников учат находить главную мысль в готовом тексте. Читайте книги, просите ребёнка пересказывать и выделять основное.

В 3 классе к описательному творчеству добавляется рассуждение. Излагая свои мысли, учащиеся делают выводы из своих наблюдений, приводят доказательства, дают оценку. К концу обучения в 3 классе в качестве наглядных примеров педагоги начинают использовать картины.

Здесь важно уделить внимание изображениям переднего и заднего плана, фону, деталям. Научите своего школьника «читать» картину. А с описательной функцией ребенок уже умело справляется, не так ли?

В 4 классе дети начинают развивать умение писать сочинение на литературные темы.

Сочинения по литературе считаются одними из самых сложных творческих работ.

  1. Во-первых, для его написания необходимо знать произведение.
  2. Во-вторых, необходимо составить точный и развернутый план работы.

Поэтому читать, читать, и ещё раз читать!

К завершающему этапу образования в начальной школе при написании таких работ ребенок уже умело использует:

  • описание;
  • анализ;
  • оценку;
  • сравнение.

И всё это – заслуга не только педагога, но и ваша личная, уважаемые родители.

Хотя, с тем, что от педагога зависит многое, не поспоришь.

В заключение хочется пожелать вам удачи и творческих успехов. Помните: ваш ребёнок – это индивидуальность с личным мнением. Не навязывайте ему своих мыслей, не оказывайте «медвежьей услуги», выполняя за него работу ради хорошей оценки. Будьте рядом и помогайте, но дайте ему возможность делать ошибки, нарабатывая собственный опыт.

Желаю успехов!

Учитель-дефектолог МБУ ЦППМиСП № 9

Штефанова Екатерина Сергеевна

Наши координаты:

Юридический адрес: г. Красноярск, ул. Маерчака, 34, т. 8(391) 200-10-52

Фактический адрес: г. Красноярск, ул. Маерчака, 34, т. 8(391) 200-14-24

Кто на сайте?

Сейчас на сайте 24 гостя и 1 пользователь

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.

© 2016, МБУ ЦППМиСП № 9 г. Красноярск.  Cоздание сайта: ООО «Меридиан»