Дидактические игры и упражнения по формированию фонематического анализа у младших школьников с речевыми нарушениями


 

Учитывая различную сложность форм фонематического анализа и синтеза и последовательность овладения ими в онтогенезе, работа проводится в следующей последовательности: Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове. Вычленение звука в начале, в конце слова. Определение первого и последнего звука в слове, а также его места (начало, середина, конец слова). Развитие сложных форм фонематического анализа (определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам в слове). Чтобы работа по развитию фонематического анализа имела системный характер и продолжалась в течение всего учебного года (а не ограничивалась несколькими уроками на этапе обучения грамоте), а также не отнимала много времени на уроке, эффективно проводить такие упражнения в виде дидактических игр. Применение дидактических игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет, во-первых, учить детей весело, радостно, без принуждения.

Во-вторых, игра помогает наряду с формированием и развитием фонематического восприятия организовать деятельность ребенка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь.  В результате чего у детей появляется интерес к урокам русского языка, воспитывается любовь к родному языку.

В-третьих, игру можно применять в различных вариантах (иногда использовать только фрагменты игры), обновляя при этом речевой материал и включая в нее дидактический материал по русскому языку разноуровневого характера. В-четвертых, на примере дидактической игры учитель может реализовать задачи не только по развитию собственно фонематического восприятия, но и решить конкретные задачи самого урока, соотносящиеся с ключевыми вопросами программы по русскому языку в начальной школе.

Комплекс игровых упражнений по формированию фонематического анализа у младших школьников с речевыми нарушениями состоит из трех основных разделов:

1. Выделение звука на фоне слова. Здесь можно предложить следующие задания, игры и упражнения: Поднять руку, хлопнуть в ладоши, или топнуть ногой, или поднять карточку с буквой Р, если в слове имеется звук Р (или другой звук, в зависимости от цели урока). Слова называет логопед. Примерные слова: рама, нос, рыбак, шапка. Определить, есть в слове звук Р или нет. Если в слове есть звук р – подними руку, если звука р нет – топни ногой: мука, пар, ракета, зима, лимон, замок. Отобрать предметные картинки, в названии которых есть звук р. Определить, в каком из двух слов слышится звук Р. Жалко – жарко, хорошо – плохо, рак – лак, пир – пил, рама – лама. Назвать овощи, фрукты, или игрушки, в названии которых есть звук р. Игра «Кто больше?»

Цель: Нахождение звука в названиях предметов по картине. Оборудование. Сюжетная картина, на которой изображены предметы с определенным звуком. Описание игры: Педагог показывает детям картину, например, «Огород». После рассматривания картины педагог предлагает рассказать, что собирают дети на огороде. Затем перед детьми ставится задача сказать, в названии каких предметов имеется звук р (звук с). За каждое слово дается фишка. Выигрывает тот, у кого больше фишек. Поиграем с вами в эту игру.

Упражнение «Поднимись»

Цель: выделение звука на фоне слова, закрепление звуко – буквенных связей. Содержание: перед ребенком лежит таблица. Начиная с нижней ступеньки, ребенок поднимается вверх, шагая пальчиком от одной ступеньки к другой. на слух: « Есть в сказанном слове звук Ш – поднимись, нет – стой» на основе собственного произношения: «Назови слова со звуком Ш» на основе сухопроизносительных представлений: Посмотри на картинки, подумай, есть ли в их названии звук Ш. если есть – поднимись, нет — стой.» Поднявшись вверх ребенок разглядывает, что за «шторками», определяет наличие или отсутствие звука в слове. На последующих этапах этот наглядный материал можно использовать, определяя 1, 2,3,4, 5, последний звук в слове, связывать с соответствующей буквой.

Упражнение «Колобок в лесу»

Цель: выделение звука на фоне слова. Инструкция: «К полянке, на которой в названии предмета звук С, Колобок покатится по прямой дорожке, звук Сь – по извилистой». Дети, определив наличие звука в слове, выкладывают соответствующую дорожку. Упражнение «Подбери пару» Цель: выделение звука на фоне слова. Содержание: перед ребенком лежит таблица, разделенная на две половинки. На одной – картинка. Ребенок определяет наличие изучаемого звука в слове. Кадет соответствующего цвета букву в специально отведенное место таблицы. На чистую половину таблицы кладет картинку, в названии которой – аналогичный звук. На последующих этапах этот наглядный материал можно использовать, определяя 1, 2,3,4, 5, последний звук в слове, связывать с соответствующей буквой. 2. Вычленение из слова первого и последнего звука, определение его места (начало, середина, конец слова).

Упражнение «Ёлочка»

Цель: определение первого (последнего) звука в слове, закрепление звукобуквенных связей. Содержание: перед каждым ребенком таблица с изображение елки с желтыми и оранжевыми шарами. Инструкция: «Определи первый (последний) звук в слове, обозначь его буквой и положи на желтый шарик» (по аналогии на оранжевый). На последующих этапах этот наглядный материал можно использовать, определяя 2,3,4, 5, последний звук в слове.

Упражнение «Елочка зажгись»

Цель: определение первого и последнего звука в слове. Содержание: перед детьми таблица с изображением елки с фонариками. Дети должны их «зажечь», положив определенного цвета кружочки. Фонарики обозначены цифрами (первое слово – первый фонарик и т.д.) Инструкция: «Послушай слово, назови первый звук в слове, положи соответствующий кружок». На последующих этапах этот наглядный материал можно использовать, определяя 2,3,4, 5, последний звук в слове, заданный номером фонарика (зажигая первый фонарик – выделяем первый звук, зажигая второй – выделяем второй звук в слове и т.д.)

Упражнение: «Речевое лото»

Цель: определение первого и последнего звука в слове. Содержание: у ребенка карточки с картинками. Ребенок должен закрыть картинку той буквой, которая будет первой при написании данного слова. Упражнение «Подскажи Петрушке звук». Цель: определение последнего звука в слове. Содержание: Петрушка показывает картинки и называет их, не договаривая последний звук. Его должны подсказать дети.

Упражнение: «Ежик»

Цель: определение места звука в слове. Инструкция: «Помоги ежику добраться до лесной полянки. Для этого назови слова, в которых изучаемый звук находится в начале, середине и конце слова». Дети называют слова, следя за появлением соответствующего цвета в определенном месте схемы слова.

Упражнение «Волшебный коврик»

Цель: вычленение первого (последнего) звука в слове, закрепление звукобуквенных связей. Содержание: перед каждым ребёнком набор квадратов синего, зелёного, красного цветов (18 штук). Дети, услышав в слове первый звук, кладут соответствующего цвета квадрат, выкладывая узор коврика из девяти квадратов, обозначая звук буквой, которую они кладут на квадрат. Логопед предлагает составить слова из букв, расположенных на синих и красных квадратах, затем на зелёных и на красных.

Упражнение «Волшебный коврик». В этом варианте квадрат не является графическим изображением звука в слове.

Цель: определение места звука в слове. Содержание: перед каждым ребенком набор квадратов синего, зелёного, красного цветов на наборном полотне таблицы. Инструкция: «Положить квадрат синего цвета, если изучаемый звук находится в начале слова, квадрат красного цвета – в конце слова, квадрат зелёного цвета – в середине слова». Дети кладут соответствующего цвета квадрат, выкладывая узор коврика. На последующих этапах работы детям предлагается узор из квадратов синего, зеленого, красного цвета. Дети подбирают слова с заданным звуком, ориентируясь на цвет квадрата.

 

Упражнение «Змейка»

Цель: определение места звука в слове. Содержание: выставляется таблица. Дети подбирают слова, где заданный звук был бы в начале, середине, в конце. В зависимости от звука кружки могут быть синего, зеленого и красного цвета.

Упражнение «Светофоры»

Цель: определение первого (последнего) звука в слове. Содержание: на наборном полотне выставляется три светофора. Дети должны «зажечь» определенный свет на светофоре, соответственно поставив картинку около светофора. Если в слове первый звук гласный, ребенок ставит картинку около того светофора, в котором должен загореться красный свет (по аналогии – синий и зеленый). Детям объясняют, что эти светофоры для слова, а не для людей, поэтому загорается синий, а не желтый свет. На последующих этапах этот наглядный материал можно использовать, определяя 2,3,4, 5, последний звук в слове.

Определение последовательности, количества звука в слове. Установление места звука в слове по отношению к другим звукам.

Упражнение «Тайное слово»

Инструкция: «Определи первый звук слова, объедини их и ты узнаешь тайное слово, которое спряталось в этих клеточках». Дети определяют тайное слово. Для закрепления звукобуквенных связей звуки обозначаются буквами. По аналогии определяют 2, 3, 4, последний звук в слове, заданный цифрой звук по порядку, заданный цифрой звук в разбивку.

Упражнение «Лабиринт»

Цель: определение последовательности и количества звуков в слове. Инструкция: «Помоги Сереже попасть на новогодний праздник, правильно назвав слова, подходящие к данным схемам». Дети называют слова с опорой на картинки и без них.

Упражнение «Магазин»

Цель: определение количества звуков в слове. Содержание: на наборном полотне выставляются картинки, в названии которых определенное количество звуков (3, 4, 5, 6). У детей «деньги» — карточки, на которых изображены цифры 3,4.5,6. Дети покупают соответствующий предмет (на «деньги» с цифрой 3 можно купить предмет, в названии которого три звука). По аналогии можно покупать на «деньги» — карточки с нарисованными красными кружками предметы, в названии которых один, два, три, четыре гласных звука. На «деньги» с одним кружком можно купить предмет, в названии которого один гласный звук. Использование описанных игр и упражнений позволяет сформировать у детей навыки слухового самоконтроля, способность определять последовательность, количество и местоположение звуков по отношению к другим звукам слова, производить действие звукового анализа во внутренней речи.

© CopyRight ЦДиК №9 Cоздание сайта: ООО «Меридиан»

Наши координаты:

юр.адрес: г. Красноярск, пр. Мира, 46-48, т. 8(391) 273-73-37

факт.адрес: г. Красноярск, ул. Д. Мартынова, 26 т. 8(391) 200-14-24

cnt.sputnik.ru