«КАК ВЫЯВИТЬ УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ И ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ РЕБЕНКА К НЕВРОЗУ»
Рекомендации психолога педагогам, родителям
Постарайтесь быть более внимательными к своему ребенку, проявляйте больше любви, тепла и ласки, чаще говорите ему, что вы его любите и скучаете без него.
Помните о том, что у вашего ребенка тоже есть свои проблемы. Дайте ему возможность выговориться, обсудить вместе ими то, что его тревожит и огорчает. Каждый день выделяйте время для беседы с ребенком, чтобы он мог рассказать вам о том, что произошло за день. Спокойно обсудите с ним сложные конфликтные ситуации, объясните, как надо поступать в том или ином случае, помогите понять причины поступков других людей.
Заведите традицию беседовать с ребенком перед сном. Когда малыш уже в постели, присядьте рядом, погладьте его по голове, возьмите его ладошки в свои руки и спокойно поговорите о чем-то приятном. Вспомните, например, летний отдых в деревне: теплое летнее солнышко, смешного поросенка и т.д. Избегайте при этом бурных проявлений эмоций, не нужно, чтобы ребенок перевозбуждался перед сном. Поговорите о будущей поездке в вы¬ходные дни или летом. Пусть ваш ребенок засыпает с приятными мыслями и переживаниями. Если ему трудно заснуть, помогает теплая грелка, положенная к ногам, можно разрешить взять в пос¬тель любимого мишку или зайчика. Если на ребенка успокаиваю¬ще действует вода, полезны перед сном душ или ванна.
Никогда не высказывайте в присутствии ребенка-дошкольника своих опасений относительно начала его обучения в школе, не пугайте школой. Ваша тревога и опасения обязательно передадутся ребенку, послужат причиной формирования «школьной тревожности» — устойчивого состояния тревоги и страха в от¬ношении всего, что связано со школой и учением.
Не срывайтесь и не кричите на ребенка. Даже если он совершил что-то, на ваш взгляд, ужасное, держите себя в руках, старайтесь говорить ровным, спокойным голосом. Дети, чьи родители постоянно кричат и ругаются, перестают их слышать. Для начала введите один «разгрузочный» день в неделю. В этот день дайте себе слово, что не будете кричать на ребенка и ругать его, даже если он перевернет все вверх дном. Будьте с ним спокойны и выдержаны в этот день. Если получится, можно устраивать та¬кие дни чаще, с тем чтобы постепенно отвыкнуть разговаривать с ребенком на повышенных тонах. Вы заметите, что он начинает вас «слышать», легче понимает и выполняет ваши требования.
Пересмотрите свои требования к ребенку, всегда ли они обоснованы, не слишком ли многого вы хотите от него? Полезно вспомнить себя в этом возрасте и «пропустить» требования к своему ребенку через собственные детские переживания. Только при этом постарайтесь быть объективными. Взрослым свойствен¬но идеализировать свое прошлое!
Большое значение для лечения и профилактики неврозов имеет правильный режим дня ребенка. Здесь необходимо запомнить и выполнять три важных правила.
Правило 1. У ребенка должен быть полноценный сон. Не смотря ни на что, в 9 часов вечера его необходимо укладывать звать. Длительность ночного сна должна составлять 9-10 часов. Для детей с неустойчивой нервной системой полезен дневной Е в течение 1-1,5 часов. Шумные игры, излишне эмоциональные развлечения перед сном следует исключить.
Правило 2. Ребенку необходимы продолжительные ежедневные прогулки на свежем воздухе, подвижные игры и упражнения.. Хорошо, если вы найдете возможность гулять вместе с ним: общение с вами ему также необходимо.
Правило 3. Не позволяйте ребенку подолгу сидеть перед телевизором, часами играть в видеоигры. Кровавые боевики и фильмы ужасов — не для вашего ребенка, их нужно полностью исключить. Если вы купили видеокассету с новым фильмом, сначала смотрите ее сами и решите, стоит ли показывать это ребенку. Список рекомендаций можно было бы продолжить. Вероятно, рекомендацией в этом случае может быть следующее: больше любви и доброты в общении с ребенком, больше веры в его силы, больше терпения и выдержки, и тогда все получится, родителям и педагогам следует помнить, что здоровая нервная система — залог успешного обучения в школе. При поступлении в школу определенные трудности у ребенка будут — они есть у всех первоклассников, но это другие трудности, они вполне преодолимы, если у ребенка не будет проблем с точки зрения здоровья. Для профилактики и лечения детских неврозов, снятия нервного напряжения используются специальные релаксационные приемы и упражнения.
Давно замечено, что нервное напряжение влечет за собой напряжение мускулатуры всего тела: лица, шеи, спины и т.д. Рассерженный ребенок сжимает кулаки, стискивает зубы, поднимает плечи и т.д. Да и мы сами после сильных волнений чувствуем себя усталыми и «разбитыми», как после интенсивной физической работы, Организм человека представляет собой единое целое, поэтому эмоциональное напряжение всегда сопровождается напряжением мышечным, и, наоборот, расслабление мышц приводит к снижению нервного возбуждения, эмоциональному расслаблению. Чем больше расслаблены мышцы тела, тем глубже состояние общего покоя.
Все приемы релаксации основаны на более или менее сознатель¬ном расслаблении мышц. Для того чтобы ребенок научился это делать, вначале его учат распознавать наиболее знакомые крупные мышцы рук, ног, корпуса, шеи, выделять их среди всех остальных, различать состояние расслабленности и напряжения. С этой целью используют чередование мышечного напряжения и расслабления. Например, дети могут почувствовать расслабление мышц рук, если вначале им предлагают с силой сжать кулачки и подержать их в этом состоянии несколько секунд, а затем разжать, расслабить их. Следует помнить, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление — длительным. При выполнении каждого упражне¬ния необходимо обращать внимание ребенка на то, как приятно состояние ненапряженности, покоя, формировать представление о расслабленности данной группы мышц: «руки висят, как тряпоч¬ки», «вялые, как кисель» и т.п. Фиксируя внимание на расслабле¬нии по контрасту с напряжением, тем самым обучают ребенка более полному расслаблению.
Правило 1. Релаксационная техника достаточно сложна, для ее использования необходимо обучение под руководством специалиста. Для того чтобы научить ребенка расслабляться, взрослый должен сам уметь тонко ощущать свое тело и свободно перемещать внимание с одной его части на другую. Без специаль¬ной подготовки можно использовать лишь простейшие приемы и упражнения.
Правило 2. Прежде чем проводить то или иное упражнение с детьми, взрослому необходимо самому его выполнить, чтобы почувствовать, какие группы мышц при этом работают. Обучая детей расслаблению, им не только показывают соответствующее движение, но и формируют представление о том, какие мышцы должны быть напряжены и затем расслаблены (для этого проводят рукой по соответствующей части тела), учат самостоятельно конт¬ролировать состояние напряженности и расслабленности.
Правило 3. Необходимо четко контролировать релаксаци¬онный эффект — состояние ребенка после занятия. Иногда попыт¬ка расслабиться, в состоянии нервно-мышечного перенапряжения приводит к совершенно противоположному результату — перевозбуждению. О правильности использования техники релаксации свидетельствует внешний вид ребенка: спокойное выражение лица, ровное ритмичное дыхание, вялые послушные руки, сонливость. Занятия эффективны только тогда, когда они приятны детям и доставляют им удовольствие.
Родителям предлагается ответить на вопросы теста-опросника, касающегося особенностей поведения их ребенка. Каждый пункт оценивается в 2 балла, если отмеченная в нем особенность поведения выражена и тем более возрастает в своей интенсивности в последние годы. Если указанные проявления встречаются периодически, то соответствующий пункт оценивается в 1 балл. При отсутствии названных в пункте особенностей поведения выставляется 0 баллов.
1. Легко расстраивается, много переживает, все слишком близко принимает к сердцу
2. Чуть что- в слезы, плачет навзрыд или ноет, ворчит, не может успокоиться.
3. Капризничает, ни с того, ни с сего раздражается по пустякам, не может ждать, терпеть.
4. Очень часто обижается, «дуется», не переносит никаких замечаний.
5. Крайне неустойчив в настроении, вплоть до того, что может смеяться и плакать одновременно.
6. Все больше грустит и печалится без видимой причины.
7. Как и в первые годы, снова сосет соску, палец, все вертит в руках.
8. Долго не засыпает без света и присутствия рядом близких; беспокойно спит, часто просыпается ночью; не может сразу прийти в себя утром.
9. Становится повышенно возбудимым, когда нужно сдерживать себя, или заторможенным и вялым при выполнении заданий.
10. Проявляются выраженные страхи, опасения, боязливость в любых новых, неизвестных или ответственных ситуациях.
11. Нарастает неуверенность в себе, нерешительность в действиях и поступках.
12. Все быстрее устает, отвлекается, не может концентрировать внимание продолжительное время.
13. Все труднее найти с ним общий язык, договориться, становится сам не свой, без конца меняет решения или уходит в себя.
14. Начинает жаловаться на головные болт вечером или боли в области живота утром; нередко бледнеет, краснеет, потеет; беспокоит зуд без видимой причины, аллергия, раздражение кожи.
15. Снижается аппетит, часто и подолгу болеет, повышается без причин температура, часто пропускает детский сад или школу.
Баллы, выставленные по каждому пункту опросника, нужно сложить.
Оценка результатов
30 - 20 баллов – невроз у ребенка несомненен
19 - 15 баллов – невроз был или будет в ближайшее время
14 - 10 баллов – есть признаки нервного расстройства, но не обязательно достигающего стадии заболевания
9 - 5 баллов – есть предрасположенность к возникновению нервного расстройства, необходимо быть более внимательными к состоянию нервной системы ребенка
4 - 0 балла – отклонения несущественны или являются выражением возрастных, переходящих особенностей ребенка.