«КАК ВЫЯВИТЬ УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ И ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ РЕБЕНКА К НЕВРОЗУ»

Рекомендации психолога педагогам, родителям

Первое. Постарайтесь быть более внимательными к своему ребенку, проявляйте больше любви, тепла и ласки, чаще говорите ему, что вы его любите и скучаете без него.

Второе. Помните о том, что у вашего ребенка тоже есть свои проблемы. Дайте ему возможность выговориться, обсудить вместе ими то, что его тревожит и огорчает. Каждый день выделяйте время для беседы с ребенком, чтобы он мог рассказать вам о том, что произошло за день. Спокойно обсудите с ним сложные конфликтные ситуации, объясните, как надо поступать в том или ином случае, помогите понять причины поступков других людей.

Третье. Заведите традицию беседовать с ребенком перед сном. Когда малыш уже в постели, присядьте рядом, погладьте его по голове, возьмите его ладошки в свои руки и спокойно поговорите о чем-то приятном. Вспомните, например, летний отдых в деревне: теплое летнее солнышко, смешного поросенка и т.д. Избегайте при этом бурных проявлений эмоций, не нужно, чтобы ребенок перевозбуждался перед сном. Поговорите о будущей поездке в вы¬ходные дни или летом. Пусть ваш ребенок засыпает с приятными мыслями и переживаниями. Если ему трудно заснуть, помогает теплая грелка, положенная к ногам, можно разрешить взять в пос¬тель любимого мишку или зайчика. Если на ребенка успокаиваю¬ще действует вода, полезны перед сном душ или ванна.

Четвертое. Никогда не высказывайте в присутствии ребенка-дошкольника своих опасений относительно начала его обучения в школе, не пугайте школой. Ваша тревога и опасения обязательно передадутся ребенку, послужат причиной формирования «школьной тревожности» — устойчивого состояния тревоги и страха в от¬ношении всего, что связано со школой и учением.

Пятое. Не срывайтесь и не кричите на ребенка. Даже если он совершил что-то, на ваш взгляд, ужасное, держите себя в руках, старайтесь говорить ровным, спокойным голосом. Дети, чьи родители постоянно кричат и ругаются, перестают их слышать. Для начала введите один «разгрузочный» день в неделю. В этот день дайте себе слово, что не будете кричать на ребенка и ругать его, даже если он перевернет все вверх дном. Будьте с ним спокойны и выдержаны в этот день. Если получится, можно устраивать та¬кие дни чаще, с тем чтобы постепенно отвыкнуть разговаривать с ребенком на повышенных тонах. Вы заметите, что он начинает вас «слышать», легче понимает и выполняет ваши требования.

Шестое. Пересмотрите свои требования к ребенку, всегда ли они обоснованы, не слишком ли многого вы хотите от него? Полезно вспомнить себя в этом возрасте и «пропустить» требования к своему ребенку через собственные детские переживания. Только при этом постарайтесь быть объективными. Взрослым свойствен¬но идеализировать свое прошлое!

Седьмое. Большое значение для лечения и профилактики неврозов имеет правильный режим дня ребенка. Здесь необходимо запомнить и выполнять три важных правила.

Правило 1. У ребенка должен быть полноценный сон. Не смотря ни на что, в 9 часов вечера его необходимо укладывать звать. Длительность ночного сна должна составлять 9-10 часов. Для детей с неустойчивой нервной системой полезен дневной Е в течение 1-1,5 часов. Шумные игры, излишне эмоциональные развлечения перед сном следует исключить.

Правило 2. Ребенку необходимы продолжительные ежедневные прогулки на свежем воздухе, подвижные игры и упражнения.. Хорошо, если вы найдете возможность гулять вместе с ним: общение с вами ему также необходимо.

Правило 3. Не позволяйте ребенку подолгу сидеть перед телевизором, часами играть в видеоигры. Кровавые боевики и фильмы ужасов — не для вашего ребенка, их нужно полностью исключить. Если вы купили видеокассету с новым фильмом, сначала смотрите ее сами и решите, стоит ли показывать это ребенку. Список рекомендаций можно было бы продолжить. Вероятно, рекомендацией в этом случае может быть следующее: больше любви и доброты в общении с ребенком, больше веры в его силы, больше терпения и выдержки, и тогда все получится, родителям и педагогам следует помнить, что здоровая нервная система — залог успешного обучения в школе. При поступлении в школу определенные трудности у ребенка будут — они есть у всех первоклассников, но это другие трудности, они вполне преодолимы, если у ребенка не будет проблем с точки зрения здоровья. Для профилактики и лечения детских неврозов, снятия нервного напряжения используются специальные релаксационные приемы и упражнения.

Давно замечено, что нервное напряжение влечет за собой напряжение мускулатуры всего тела: лица, шеи, спины и т.д. Рассерженный ребенок сжимает кулаки, стискивает зубы, поднимает плечи и т.д. Да и мы сами после сильных волнений чувствуем себя усталыми и «разбитыми», как после интенсивной физической работы, Организм человека представляет собой единое целое, поэтому эмоциональное напряжение всегда сопровождается напряжением мышечным, и, наоборот, расслабление мышц приводит к снижению нервного возбуждения, эмоциональному расслаблению. Чем больше расслаблены мышцы тела, тем глубже состояние общего покоя.

Все приемы релаксации основаны на более или менее сознатель¬ном расслаблении мышц. Для того чтобы ребенок научился это делать, вначале его учат распознавать наиболее знакомые крупные мышцы рук, ног, корпуса, шеи, выделять их среди всех остальных, различать состояние расслабленности и напряжения. С этой целью используют чередование мышечного напряжения и расслабления. Например, дети могут почувствовать расслабление мышц рук, если вначале им предлагают с силой сжать кулачки и подержать их в этом состоянии несколько секунд, а затем разжать, расслабить их. Следует помнить, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление — длительным. При выполнении каждого упражне¬ния необходимо обращать внимание ребенка на то, как приятно состояние ненапряженности, покоя, формировать представление о расслабленности данной группы мышц: «руки висят, как тряпоч¬ки», «вялые, как кисель» и т.п. Фиксируя внимание на расслабле¬нии по контрасту с напряжением, тем самым обучают ребенка более полному расслаблению.

При использовании релаксационных упражнений в работе с детьми следует помнить и выполнять ряд правил:

Правило 1. Релаксационная техника достаточно сложна, для ее использования необходимо обучение под руководством специалиста. Для того чтобы научить ребенка расслабляться, взрослый должен сам уметь тонко ощущать свое тело и свободно перемещать внимание с одной его части на другую. Без специаль¬ной подготовки можно использовать лишь простейшие приемы и упражнения.

Правило 2. Прежде чем проводить то или иное упражнение с детьми, взрослому необходимо самому его выполнить, чтобы почувствовать, какие группы мышц при этом работают. Обучая детей расслаблению, им не только показывают соответствующее движение, но и формируют представление о том, какие мышцы должны быть напряжены и затем расслаблены (для этого проводят рукой по соответствующей части тела), учат самостоятельно конт¬ролировать состояние напряженности и расслабленности.

Правило 3. Необходимо четко контролировать релаксаци¬онный эффект — состояние ребенка после занятия. Иногда попыт¬ка расслабиться, в состоянии нервно-мышечного перенапряжения приводит к совершенно противоположному результату — перевозбуждению. О правильности использования техники релаксации свидетельствует внешний вид ребенка: спокойное выражение лица, ровное ритмичное дыхание, вялые послушные руки, сонливость. Занятия эффективны только тогда, когда они приятны детям и доставляют им удовольствие.

Оценка уровня тревожности и предрасположенности ребенка к неврозу

Родителям предлагается ответить на вопросы теста-опросника, касающегося особенностей поведения их ребенка. Каждый пункт оценивается в 2 балла, если отмеченная в нем особенность поведения выражена и тем более возрастает в своей интенсивности в последние годы. Если указанные проявления встречаются периодически, то соответствующий пункт оценивается в 1 балл. При отсутствии названных в пункте особенностей поведения выставляется 0 баллов.

1. Легко расстраивается, много переживает, все слишком близко принимает к сердцу

2. Чуть что- в слезы, плачет навзрыд или ноет, ворчит, не может успокоиться.

3. Капризничает, ни с того, ни с сего раздражается по пустякам, не может ждать, терпеть.

4. Очень часто обижается, «дуется», не переносит никаких замечаний.

5. Крайне неустойчив в настроении, вплоть до того, что может смеяться и плакать одновременно.

6. Все больше грустит и печалится без видимой причины.

7. Как и в первые годы, снова сосет соску, палец, все вертит в руках.

8. Долго не засыпает без света и присутствия рядом близких; беспокойно спит, часто просыпается ночью; не может сразу прийти в себя утром.

9. Становится повышенно возбудимым, когда нужно сдерживать себя, или заторможенным и вялым при выполнении заданий.

10. Проявляются выраженные страхи, опасения, боязливость в любых новых, неизвестных или ответственных ситуациях.

11. Нарастает неуверенность в себе, нерешительность в действиях и поступках.

12. Все быстрее устает, отвлекается, не может концентрировать внимание продолжительное время.

13. Все труднее найти с ним общий язык, договориться, становится сам не свой, без конца меняет решения или уходит в себя.

14. Начинает жаловаться на головные болт вечером или боли в области живота утром; нередко бледнеет, краснеет, потеет; беспокоит зуд без видимой причины, аллергия, раздражение кожи.

15. Снижается аппетит, часто и подолгу болеет, повышается без причин температура, часто пропускает детский сад или школу.

Баллы, выставленные по каждому пункту опросника, нужно сложить.

Оценка результатов

30 - 20 баллов – невроз у ребенка несомненен

19 - 15 баллов – невроз был или будет в ближайшее время

14 - 10 баллов – есть признаки нервного расстройства, но не обязательно достигающего стадии заболевания

9 - 5 баллов – есть предрасположенность к возникновению нервного расстройства, необходимо быть более внимательными к состоянию нервной системы ребенка

4 - 0 балла – отклонения несущественны или являются выражением возрастных, переходящих особенностей ребенка.

© CopyRight ЦДиК №9 Cоздание сайта: ООО «Меридиан»

Наши координаты:

юр.адрес: г. Красноярск, пр. Мира, 46-48, т. 8(391) 273-73-37

факт.адрес: г. Красноярск, ул. Д. Мартынова, 26 т. 8(391) 200-14-24

cnt.sputnik.ru