«КАК СПРАВИТЬСЯ С КРИЗИСОМ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Рекомендации психолога педагогам, родителям
Оценка особенностей поведения ребенка 6-7 летнего возраста
Предлагается оценить особенности поведения их ребенка за последние полгода - год. Если данная особенность поведения свойственна ребенку и появилась недавно, соответствующий пункт оценивается в 2 балла; если указанные особенности проявляются время от времени независимо от возраста - 1 балл; при их отсутствии ставится 0.
1. В последнее время (полгода - год) очень сильно изменился, стал совершенно другим.
2. Часто грубит, старается «переговорить» взрослого.
3. Забросил свои любимые игрушки и занятия, постоянно пропадает во дворе с другими ребятами.
4. Потерял интерес к детскому саду, стал ходить туда с большей неохотой.
5. Много спрашивает о школе, просит поиграть с ним в школу.
6. Предпочитает общение с более старшими детьми и взрослыми играм с малышами.
7. Стал упрямым, во всем отстаивает свое мнение.
8. Кривляется, паясничает, говорит писклявым голосом.
9. Постоянно ссорится с родителями по любому, даже незначительному поводу.
10. Стремится подражать взрослым, охотно выполняет их обязанности.
Анализ результатов
20-11 баллов — скорее всего, трудности в воспитании ребенка обусловлены кризисом развития, необходимо пересмотреть свое отношение к нему и систему требований, иначе негативные симп¬томы кризиса могут стать устойчивыми чертами характера;
10-6 баллов — негативные реакции ребенка являются, скорее всего, проявлением индивидуальных особенностей и/или резуль¬татом неправильного воспитания, а не возрастного кризиса;
5-0 баллов— для этого возраста ребенок слишком спокоен, необходимо приглядеться к нему повнимательней, может быть он отстает дт сверстников в своем развитии.
Как справиться с кризисом семи лет
Прежде всего, нужно помнить, что кризисы — это временные явления, они проходят, их нужно пережить, как любые другие детские болезни.
1. Причина острого протекания кризиса — несоответствие ро¬дительского отношения и требований желаниям и возможностям
ребенка, поэтому необходимо подумать о том, все ли запреты обоснованны и нельзя ли дать ребенку больше свободы и самостоятельности.
2. Измените свое отношение к ребенку, он уже не маленький, внимательно отнеситесь к его мнениям и суждениям, постарайтесь его понять.
3. Тон приказа и назидания в этом возрасте малоэффективен, постарайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные последствия его действий.
4. Если ваши отношения с ребенком приобрели характер не¬ прекращающейся войны и бесконечных скандалов, вам нужно на какое-то время отдохнуть друг от друга: отправьте его к родственникам на несколько дней, а к его возвращению примите твердое решение не кричать и не выходить из себя во что бы то ни стало.
5. Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми, это всегда помогает!
6. Напомним, симптомы кризиса говорят об изменениях в самосознании ребенка, формировании внутренней социальной пози¬ции. Главное при этом — не негативная симптоматика, а стремле¬ние ребенка к новой социальной роли и социально значимой деятельности. Если закономерных изменений в развитии. Прежде всего, нужно помнить, что кризисы — это временные явления, они проходят, их нужно пережить, как любые другие детские болезни.
7. Причина острого протекания кризиса — несоответствие ро¬дительского отношения и требований желаниям и возможностям ребенка, поэтому необходимо подумать о том, все ли запреты обоснованны и нельзя ли дать ребенку больше свободы и самостоятельности.
8. Измените свое отношение к ребенку, он уже не маленький, внимательно отнеситесь к его мнениям и суждениям, постарайтесь его понять.
9. Тон приказа и назидания в этом возрасте малоэффективен, постарайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные последствия его действий.
10. Если ваши отношения с ребенком приобрели характер не¬ прекращающейся войны и бесконечных скандалов, вам нужно на какое-то время отдохнуть друг от друга: отправьте его к родственникам на несколько дней, а к его возвращению примите твердое решение не кричать и не выходить из себя во что бы то ни стало.
11. Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми, это всегда помогает!
Напомним, симптомы кризиса говорят об изменениях в самосознании ребенка, формировании внутренней социальной пози¬ции. Главное при этом — не негативная симптоматика, а стремле¬ние ребенка к новой социальной роли и социально значимой деятельности. Если закономерных изменений в развитии самосознания не происходит, это может свидетельствовать об отставании в социальном (личностном) развитии. Разумеется, не всегда послушание и покладистость 6-7летнего ребенка являются показателями задержки в развитии, это может быть проявлением флегматического типа темперамента либо результатом продуманного мудрого воспитания. дети 6-7летнего возраста с отставанием в личностном развитии характеризуются некритичностью в оценке себя и своих действий. они считают себя самыми умными, хорошими и красивыми, в своих неудачах склонны обвинять окружающих или внешние обстоятельства и не осознают свои переживания и побуждения.
Под словом «самосознание» в психологии обычно имеют в виду существующую в сознании человека систему представлений, образов и оценок, относящихся к нему самому. В самосознании выделяют две взаимосвязанные составляющие: содержательную – знания и представления о себе (Кто я?) – и оценочную, или самооценку (Какой я?).
Содержательный и оценочный аспекты самосознания являются единым неразделимым целым. Всякое суждение о себе, всякое самоописание в той или иной мере включают и самооценку. представления о своих индивидуальных качествах, возникая, сразу же обрастают и определенным отношением к себе.