ОТСТАВАНИЕ В РАЗВИТИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ: РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ

Формирование речи – одна из основных характеристик общего развития ребенка. Речь для ребенка – важнейшее средство связи с окружающим миром, общения и взаимодействия с окружающими людьми, а также получения информации для познавательной активности и развития мышления. Поэтому развитие речи тесно взаимосвязано с формированием всех остальных интеллектуальных способностей.

Признаки отставания в развитии речи – повод для безотлагательного обращения к специалистам, в том числе врачу (педиатру, детскому неврологу, лор-врачу, детскому психиатру), логопеду, психологу. Это тем более важно, потому что именно в первые годы жизни отклонения в развитии мозговых функций, в том числе речи, лучше всего поддаются коррекции.

Для нормального развития речи необходимы определенный уровень сформированности структур головного мозга, артикуляционного аппарата, сохранность слуха, а также полноценное речевое окружение с первых дней жизни ребенка [1–3]. В осуществлении речи принимают участие речевые зоны коры головного мозга, расположенные в доминантном полушарии (у правшей – в левом, у левшей – в правом).  Речеслуховой анализатор  (сенсорный центр речи, центр Вернике) находится в височной доле доминантного полушария и отвечает за восприятие и дифференцировку слуховых сигналов, сложный процесс понимания речи.

Речедвигательный анализатор  (моторный центр речи, центр Брока) расположен в лобной доле и обеспечивает программу речевого высказывания, то есть моторную сторону речи. Определяющим для становления речи является период от первого года жизни до 5–6 лет. Нормативы развития речи приводятся в таблице 1.

Показатели нормального развития речи у детей от 1 года до 6 лет

Возраст Речевые навыки

2-й год

1 год - появление однословных предложений

1 год 3 месяца - запас слов до 30

1,5 года - запас слов до 40–50, легко повторяет часто слышимые слова

1,5–2 года - появление фраз, двухсловных предложений

1,5–2 года  - первый период вопросов: «Что это?», «Куда?», «Где?»

2 года - запас слов до 200–300

3-й год

2 года - начинает пользоваться прилагательными, местоимениями и предлогами

2 года - появление трехсловных предложений

2,5 года - появление многословных предложений

2,5–3 года - могут сохраняться трудности звукопроизношения (свистящие, шипящие, сонорные звуки)

3 года - запас слов до 800–1000

4-й год

3 года - употребление грамматических форм: изменения существительных по падежам и числам, глаголов – по родам, временам, числам и лицам

3–4 года - второй период вопросов: «Почему?», «Когда?»

3–4 года - фразы становятся длиннее, их смысл усложняется

3–4 года - могут сохраняться недостатки в произношении ряда слов (длинных и малознакомых), нечеткость произношения ряда звуков

4 года  - дети изъясняются развернутыми предложениями, включающими почти все части речи

4 года - умеют группировать предметы по классам: одежда, посуда, мебель, животные и др.

4 года   - запас слов – до 2000

до 6 лет

4–5 лет - высказывания приобретают форму короткого рассказа

4–5 лет - исчезают почти все возрастные неправильности произношения

5 лет - умеют составить по картинке рассказ из нескольких предложений, правильно отвечают на вопросы по сюжету рассказа

5 лет - запас слов – до 2500

6 лет - в речи возрастает количество простых распространенных и сложных предложений, во фразах используются все основные части речи

6 лет - отсутствуют недостатки произношения звуков и слов

6 лет - умеют составить рассказ (пересказ) из 40–50 предложений с развитием сюжета, отразив в нем события прошлого, настоящего или будущего

Причинами отставания в развитии речи могут быть патология течения беременности и родов, влияние генетических факторов, нарушения функций артикуляционного аппарата, поражение органа слуха, общее отставание в психическом развитии ребенка, факторы социальной депривации (недостаточное общение и воспитание). Трудности в освоении речи характерны также для детей с признаками отставания в физическом развитии, перенесших в раннем возрасте тяжелые заболевания, ослабленных, получающих неполноценное питание. Реже задержка развития речи бывает связана с наличием у ребенка аутизма или общего отставания в психическом развитии. В таких случаях показано углубленное психоневрологическое обследование.

К наиболее тяжелым расстройствам развития речи относятся алалии. В их основе лежит недостаточный уровень развития речевых центров коры больших полушарий головного мозга, который может быть врожденным или приобретенным на ранних этапах онтогенеза, в до-речевом периоде.

Полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями речевых зон коры головного мозга, называется афазией. Афазия – распад уже сформированных речевых функций, поэтому такой диагноз ставят только после 3–4 лет. При афазиях наблюдается полная или частичная утрата способности говорить либо понимать обращенную речь. В случаях раннего поражения речевых центров у детей речь развивается, но с выраженным отставанием.

Первые слова и фразы появляются поздно. Родители отмечают, что, кроме отставания в речи, в целом дети развиваются нормально. По мере увеличения словарного запаса трудности детей в овладении структурой слова становятся более заметными. Речь замедленна, обеднена, словарный запас беден, ограничен обиходно-бытовой тематикой. В речи много оговорок (парафазий), перестановок, персевераций. Взрослея, дети понимают эти ошибки, пытаются их исправлять.

Если специальные меры не будут приняты, то процесс овладения речью не просто задержится по времени, но станет принимать искаженный характер.

Отсутствие помощи в раннем дошкольном возрасте приводит к появлению целого ряда последствий недоразвития речи. Это нарушение процесса общения и обусловленные ими трудности адаптации в детском коллективе, незрелость в эмоциональной сфере и поведении, недостаточная познавательная активность, трудности в овладении школьной программой. Отсутствие речи или ее недоразвитие обязательно сказываются в школьном возрасте, когда недостатки развития устной речи создают серьезные препятствия для формирования письменной речи, становления навыков чтения и письма.

Наши координаты:

Юридический адрес: г. Красноярск, ул. Маерчака, 34, т. 8(391) 200-10-52

Фактический адрес: г. Красноярск, ул. Маерчака, 34, т. 8(391) 200-14-24

Кто на сайте?

Сейчас на сайте 564 гостя и нет пользователей

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.

© 2016, МБУ ЦППМиСП № 9 г. Красноярск.  Cоздание сайта: ООО «Меридиан»