Уважаемые взрослые!

Главный инструмент воспитания современного родителя – его РЕЧЬ. А для родителя подростка это еще более актуально.

Бывает, мы реагируем на поступки своих взрослеющих детей автоматически, и удивляемся, почему ссоры между нами стали обычным делом.

 Начинаем ежедневные тренировке по самоконтролю своих речевых высказываний! Поработаем над формулировками (одну мысль ведь можно выразить разными способами), и результат (доверительные, гармоничные отношениями с подростком) не замедлит появиться!

Упражнение 1. Внешний вид. Нам может не слишком нравиться образ, который выбрал подросток, но стоит напомнить себе, что это возраст экспериментом. Если наряд уж совсем неуместен, то – не критика, а рекомендации и предложение выбрать самому, как он будет восприниматься другими людьми.

Упражнение 2. Время и границы.

 Лучше всего - договариваться с сыном или дочерью заранее. Скажите ребёнку, что уважаете его свободу и доверяете ему. Но объясните, что вы переживаете. Поэтому сами вы звонить ему не будете, но если ребёнок задерживается, ему следует об этом предупредить. При этом дайте ребёнку однозначно понять - если он опоздает надолго и не даст о себе знать, на уши будут подняты все его друзья, их родители, а также полиция, МЧС и все прочие спецслужбы.

Упражнение 3. Санкции и последовательность (уровень сложности – высокий, поэтому – подробно!)

Смысл любого наказания в его эффективности. Важно, чтобы человек не только понял, что какие-то его действия недопустимы, но и не поступал так в дальнейшем.    

  Разные дети по-разному реагируют на ограничения. Но есть подростки, с которыми применять «попустительский» стиль воспитания опасно. Согласно классификации знаменитого психолога Юлии Гиппенрейтер, это прежде всего дети с явно выраженными чертами неустойчивого, напряженно-аффективного и демонстративного характера. С такими подростками не обойтись без строгости в воспитании. То есть без четких правил, инструкций и наказаний за их невыполнение.

 А еще есть проступки, не отреагировать на которые невозможно даже самым продвинутым родителям (например, воровство, драки, употребление алкоголя, наркотиков).

Но все же есть одно общее правило, которому важно следовать в контексте применения любых санкций по отношению к подростку: система правил и наказаний должна быть подростку предельно ясной. Правила и санкции за их невыполнение должны быть прозрачны, однозначны и известны заранее.

Поэтому если у вашего ребенка подростковый возраст проходит непросто, найти общий язык кажется невозможным, и вы все время натыкаетесь на протестное поведение, попробуйте создать свою собственную внутрисемейную систему правил. Ваши правила должны быть максимально четко сформулированы, ведь за несоблюдение предполагаются санкции.

Лучше, если санкции будут дифференцированными (вторичное нарушение карается строже). И – важно- выполнимыми («Никогда не пущу гулять» - как  и зачем это выполнить?).

Чаще используйте прием «Представь себя на моем месте»: «Что бы делал ты, если бы ты был родителем? Как ты бы вел себя в такой ситуации? Какое наказание применил?».

Не отходите от договоренностей. Для психики ребенка, в том числе большого, очень вредно, когда за один и тот же поступок его то наказывают, то нет.

Упражнение 4. Не читайте нотаций – говорите о себе, своих переживаниях.

Упражнение 5. Личные границы.

Способы и принципы воспитания и жития рядом с малышом совершенно не пригодны в случае с подростком. Мы должны быть на другой дистанции с подростками. Но это не означает наплевательство или отвержение. Важно понять, что теперь перед нами другой человек. У него действительно теперь своя жизнь. Отстранение — это норма. При этом подростку важно знать, что у него есть семья, которая ценит его, любит, «на его стороне».

Требуйте от него не интимности, но соблюдения правил общежития: здороваться, прощаться, убирать за собой, делать свою домашнюю работу. Делиться секретами туда не входит. Если он с вами всем-всем делится, это его выбор, а не ваше требование.

Поймите: это не разрыв отношений, а другие отношения. Он вернётся к вам потом, если вы будете соблюдать позицию устойчивой опоры, будете базой, куда возвращаются после похода

© CopyRight ЦДиК №9 Cоздание сайта: ООО «Меридиан»

Наши координаты:

юр.адрес: г. Красноярск, пр. Мира, 46-48, т. 8(391) 273-73-37

факт.адрес: г. Красноярск, ул. Д. Мартынова, 26 т. 8(391) 200-14-24

cnt.sputnik.ru