Упражнения-игры, направленные на формирование самостоятельности
в принятии решения и выполнении принятого задания
Уважаемые родители!
Ниже предлагается развернутая система игр и логических задач, способствующих развитию самостоятельности (осознанной произвольности) при выполнении различных звеньев учебной деятельности.
Более того, их решение и выполнение предполагают развитие следующих умений:
- принять и удержать цель задания в полном объеме;
- совершать точный анализ содержания задач и заданий;
- адекватно отражать содержание задачи-задания (т. е. ее значимые признаки);
- применять разнообразные способы по планированию и построению действий для достижения результата;
- производить обоснованные рассуждения о связи своих шагов и полученного результата с исходными условиями;
- производить контроль и коррекцию своих действий;
- производить оценку и самооценку своей работы.
Это не простая задача.
Мы предлагаем помочь ребенку ее решить и стать более самостоятельным, в частности, в учебной деятельности, и сделать это, играя!
Примеры игр-заданий
- «Да-нет» (на принятие и удержание цели деятельности).
В игре нельзя произносить слова «да» и «нет». В игре принимают участие два человека. Один задает провоцирующие вопросы, другой – отвечает на них, избегая слов «да» и «нет».
Вопросы:
- Ты любишь школу?
- Ты любишь смотреть телевизор?
- Ты хочешь учиться?
- Ты любишь болеть?
- Ты хорошо учишься?
- Ты занимаешься спортом?
- Ты любишь читать книги?
- Все зайцы серые?
- Мячи бывают только резиновые? и т. д.
Количество и сложность вопросов могут варьироваться по желанию играющих. Для того чтобы правильно ответить на вопросы, учащемуся необходимо постоянно, не отвлекаясь, удерживать в памяти цель деятельности (инструкцию), контролировать свои ответы и одновременно обдумывать содержательный ответ.
Для умения удерживать цель деятельности в уме и действовать с ней по инструкции также может быть полезной игра такого типа –
2.«Передвигай фигуру, не дотрагиваясь»
(развитие умения действовать в уме по инструкции и составления внутреннего плана действия).
Перед учеником находится большой квадрат, разделенный на девять клеточек. Ученика просят смотреть на фигуру, расположенную в центральной клеточке и мысленно ее передвигать на одну клеточку в соответствии с указаниями учителя (например, «вверх, влево, вниз, вправо, вверх, вправо, вниз, где должна находиться фигура сейчас?»). Усложнение задания достигается за счет увеличения количества шагов, фигур и скорости передвижения.
3.Упражнение «Анализ и обобщение»
Формирование умения принять учебную задачу в полном объеме связано с такими мыслительными операциями, как анализ и обобщение, следствием которых и является простейшее умозаключение. Ниже даются задания (задачи), направленные на развитие этого умения.
Надо найти вид логической связи между понятиями, выявить существенный признак для установления аналогии в следующей паре и записать нужное слово.
а) много-мало, конец-…
обрыв, начало, все, дела, закрытие, света (начало);
б) ловкий-неуклюжий, здоровый-…
зуб, плохой, больной, веселый, человек, смех (больной);
в) утро-вечер, зима-…
холод, весна, снег, лето, лыжи, санки (лето).
г) Маша молчаливее Жени. Женя молчаливее Иры. Кто более разговорчивый? (Ира)
- Игра «Отгадайка»
(развитие умения разбираться в условиях задачи, выделять главные и второстепенные данные)
Один человек что-то загадывает, например: растение, животное, птицу, предмет мебели и т. д. и сообщает угадывающему несколько признаков загаданного. Угадывающий должен посредством дополнительных вопросов полностью охарактеризовать заданный предмет и назвать его.
Например, загадывающий задумал слово «цыпленок» и сообщает отгадывающему такие признаки – желтый, тело и голова круглые. Отгадывающий задает вопрос: «Клюв есть?» – ему отвечают: «Да». Отгадывающий: «Он пищит?», ему отвечают: «Да». Отгадывающий: «Это цыпленок». Эта игра направлена на умение разбираться в главных и второстепенных признаках в вербальном материале.
Аналогичные игры можно проводить на числовом и наглядном материале.
Варианты задания
- Вам будет загадано число, находящееся в пределах от 0 до 10, и сообщены некоторые его признаки. Вы должны посредством дополнительных вопросов ограничить это число и назвать его. Условия: число четное, делится на 2. Вопрос: «Оно больше или меньше 5?» Ответ: «Больше». Вопрос: «Еще на какое-нибудь число делится?» Ответ: «На четное». Отгадывающий называет число 8, поскольку оно больше 5 и делится на 2 и 4.
- «Найди красивый дом». Ученику предлагается выбрать красивый дом и объяснить почему (по каким признакам определяется красивый дом).
- Затем его просят внимательно рассмотреть, как написаны цифры «1», найти среди них красивые и обвести их карандашом.
Попросить ученика объяснить, почему, например, вторая цифра слева красивая, а седьмая – нет? Почему среди некрасивых единиц оказались такие, «носики» у которых красивые?
(Потому что палочки имеют разные наклоны, выходят за пределы строк или короче их).
- Как отличить красивый «носик» от некрасивого? Попросить ученика определить, какие «носики» красивые, а какие – нет.
Задание ученику: красиво написать цифру «1» самостоятельно, не отрывая руки от бумаги.
- «Логические задачи»
Для развития умения выделять главные и второстепенные признаки (данные) полезно решать логические задачи такого типа, который приведен ниже.
- В слове «жир» переставили буквы – получилось «риж». Такая же перестановка в слове «гол». Что получилось? (лог).
- Даны слова: февраль, аквариум, фамилия.
У красного и желтого слов общими являются одинаковые третьи буквы, у красного и розового – первые буквы. Какого цвета слово «февраль»? (красного)
- Даны слова: георгин, гарнизон, графин, график, дельфин, гарпун.
У голубых слов первая буква «г», последняя – «н» и гласная «и». У фиолетовых – или первая буква «д», или последняя «к», или пять согласных. Какое слово не голубое и не фиолетовое? (гарпун)
- «Посмотри с другой стороны»
Для формирования умения планировать свои действия используются упражнения, побуждающие ребенка изменять свою позицию. С этой целью можно организовывать игры, по ходу которых ребенок вынужден брать на себя роль партнера. Анализ ситуации под углом зрения двух разных целей (своей и партнера), позволяет разделить как собственную деятельность, выделив в ней отдельные операции (шаги), так и деятельность партнера, что, в свою очередь, заставляет дополнительно проанализировать каждое из условий задачи.
7.Игра «Пуговицы»
Играют 2 человека. Перед ними лежат 2 одинаковых набора пуговиц, ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле – это квадрат, поделенный на клетки. Количество клеток и пуговиц – произвольно. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит, после чего первый игрок закрывает листом бумаги свое поле, а второй должен на своем поле повторить расположение пуговиц и т. д.
Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.
8.Игра «Кто первый»
Также для тренировки умения планировать ход решения задач можно использовать игру, в которой надо продумывать свои действия на несколько шагов вперед, лучше, если не только за себя, но и за противника.
Смысл этой игры в том, что нужно по очереди уменьшать или увеличивать начальное число. Кто первый достигнет конечного, заранее установленного числа, тот и выиграл.
Пусть задано число 19 в качестве конечного результата. Кто первый доберется до него, тот и выиграл.
Пример. Играют Петя и Вася. Начинать согласились с 29. Условие – за 1 ход можно назвать 1 или 2 числа. Игру начал Петя, назвав 28, Вася – 26: Петя – 26, Вася – 24: Петя – 24, Вася – 22: Петя – 21, Вася – 20: Петя – 19 и выигрывает, поскольку первый дошел до 19.
Для умения планировать деятельность в уме и удерживать способ ее выполнения может быть полезна и уже описанная игра «Передвигай фигуру, не дотрагиваясь» (развитие умения действовать в уме по инструкции и составление внутреннего плана действия). Ее вариантом может быть игра в шахматы (либо возможна отработка движений отдельных фигур, например, коня).
- «Чтение» цветных кружков
Для тренировки умения удерживать заданную последовательность действий с пошаговым контролем каждого действия (подобные действия необходимы при чтении, письме, счете и т. д.) и коррекцией этих действий в случае необходимости можно предложить описанную ниже игру.
Готовится карточка, на одной стороне которой нарисованы четыре строки цветных кружков по десять кружков в каждой строке.
Инструкция. «Посмотри, здесь нарисованы цветные кружки. Назови их подряд по цвету: красный, зеленый, зеленый, коричневый. Называй сам дальше». Ребенок: «Желтый кружок». Взрослый: «Нет, ты называй только цвет. Слово "кружок" говорить не надо». «Теперь так же назови все цветные кружки, нарисованные на этом листочке. Называй их подряд по строчкам».
Оценка «чтения» цветных кружочков:
1-й уровень — «прочитано» без ошибок;
2-й уровень — «прочитано» с одной ошибкой;
3—4-й уровень — допущено более одной ошибки.
3-й и 4-й уровни выполнения задания свидетельствуют о возможных трудностях ребенка при овладении навыком чтения.
- «Мозаика»
Эта игра включает два этапа работы. На первом этапе учащемуся предлагается выложить ряд из цветных фишек на листе белой бумаги. Перед учащимся находится образец, на котором изображен соответствующий цветовой ряд. В цветовом ряду содержатся точки четырех цветов: красного, синего, желтого, зеленого. Точки расположены в случайном порядке.
На первом этапе цветовой ряд может быть коротким – из 6–8 точек. Цветные фишки (из мозаики) лежат кучкой около учащегося, и он может брать только одну фишку, которая соответствует цветовой точке образца.
11.«Телевизор».
Учащемуся предлагается выложить целый рисунок из приложения к игре «Мозаика». Он получает такую инструкцию: «Подобно тому, как электронный луч в телевизоре чертит изображение, пробегая слева направо и сверху вниз, так и ты выкладывай рисунок по строчкам, начиная с верхней. При этом бери из коробки всегда только одну фишку нужного цвета. Закончив одну строку, переходи к следующей».
Если у ребенка есть зрительно-пространственные трудности, и они отражаются в письме в ужасном почерке и нелепых ошибках, например, "сан" вместо "сын", "строедца" вместо "строится", нужны игры на тренировку этой функции мозга.
Детям помладше можно предложить играть в "парочки": переворачиваешь две карточки, если рисунок одинаковый – берешь их себе, если нет – переворачиваешь обратно. Поскольку карточки берутся по одной, можно вспомнить, где лежат те, которые переворачивались раньше.
Еще одна игра – рисуем квадрат три на три клеточки, как при игре в крестики-нолики. В произвольно взятых трех клеточках рисуем нолик, крестик и треугольничек. Даем запомнить, закрываем – рисуй по памяти. Нарисовал правильно – выиграл. Сначала запоминаются фигурки и в каких клеточках они находятся, затем можно усложнить игру: кружок рисуется не посередине клетки, а в ее правом углу.
Даже если ребенок- подросток, и до сих пор есть проблемы с письмом – начинать надо с таких простых занятий.