Уважаемые взрослые! Для развития логического мышления предлагаем выполнить с детьми эти задания!
Упражнения предназначены для возраста 9-10 лет.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Младший школьный возраст благоприятен для овладения логическими универсальными учебными действиями в силу особой чуткости общения.
Логика – это наука, изучающая формы и законы правильного объективного мышления. Придавали большое значение изучению логики ее законов и указывали на необходимость развивать способность к логическому мышлению многие выдающиеся деятели науки и культуры.
Логика вырабатывает привычку думать. Современность вынуждает человека много знать, поэтому системы школьного и высшего образования построены таким образом, чтобы вложить в голову учащегося больше информации.
К логическим универсальным действиям относятся:
— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
— выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
— подведение под понятие, выведение следствий;
— установление причинно-следственных связей;
— построение логической цепи рассуждений;
— доказательство;
— выдвижение гипотез и их обоснование.
Из вышеизложенного следует, чтоуже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнением, классификацией, обобщением и др.). Хотя каждый урок развивает логическое мышление, дети часто не умеют делать обобщений, выводов, классификаций. Приведенные упражнения развивают навыки логического мышления.
· «Угадай число»
это число двузначное;
десятков больше, чем единиц;
если сложить цифру количества десятков и единиц, то получится 7;
если умножить цифру количества десятков и единиц, то получится 10.
Ответ: 52.
· «Найди лишнее число»
Дана цепочка чисел, подчиняющаяся определенному правилу, среди этих чисел найти то, которое не подчиняется закономерности.
64, 75, 86, 72
Ответ: 72 — лишнее, у остальных разница цифр равна 2
Задания, связанные с приемом классификации, обычно формулируются в таком виде: «Разбейте (разложите) все круги на две группы по какому–то признаку».
Большинство детей успешно справляются с этим заданием, ориентируясь на такие признаки, как цвет и размер. По мере изучения различных понятий задания на классификацию могут включать числа, выражения, равенства, уравнения, геометрические фигуры. Например, при изучении нумерации чисел в пределах 100 можно предложить такое задание:
·Разбейте данные числа на две группы, чтобы в каждой оказались похожие числа:
а) 33, 84, 75, 22, 13, 11, 44, 53 (в одну группу входят числа, записанные двумя одинаковыми цифрами, в другую – различными);
б) 91, 81, 82, 95, 87, 94, 85 (основание классификации – число десятков, в одной группе чисел оно равно 8, в другой – 9);
в) 45, 36, 25, 52, 54, 61, 16, 63, 43, 27, 72, 34 (основание классификации –сумма «цифр», которыми записаны данные числа, в одной группе она равна 9, в другой – 7).
· «Найди «лишнее» выражение»
60 + 749 + 3840 + 2
·«Сколько на чертеже отрезков? Сколько треугольников? Сколько четырёхугольников?»
Для выполнения заданий на выявление закономерностей ученик должен владеть не только определённым запасом терминов, но и уметь наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать. У ученика должна быть возможность сделать открытие, возможность творческой деятельности – это стимул и смысл учебного процесса, востребованный личностью обучающегося.
· «Из ряда слов нужно выбрать только два, которые обозначают главные признаки основного слова, т.е. то, без чего этот предмет не может быть.»
Примерные задания:
а) Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище)
б) Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)
Эти упражнения позволяют целенаправить поиск решения, активизировать мышление, создать определенный уровень абстрагирования.
· «Найди общее у следующих слов:
а) хлеб и масло (еда)
б) нос и глаза (части лица, органы чувств)
Подобные упражнения стимулируют мышление ребёнка к поиску обобщающего основания.
· Назови вероятные причины следующих событий:
Насморк – безответственность
Синяк – отсутствие знаний
Опоздание-простуда
Наказание –ушиб
Ошибка – проступок
· Назови возможные следствия следующих событий:
Сражение-гроза, пожар
Молния – победа, поражение
Осень – болезнь
Переедание –листопад, зима
· Соедини линиями начало и конец пословиц.
Любишь кататься… имей сто друзей.
Ученье - свет, а… люби и саночки возить.
Труд человека кормит, а… коли делать нечего.
Береги платье снову, а… по уму провожают.
Не имей сто рублей, а… честь смолоду.
По одежке встречают,… неученье - тьма.
Долог день до вечера,… лень портит.
· Соедини высказывания, противоположные по смыслу.
Чуть свет. На душе кошки скребутся.
Жить душа в душу. Держать нос морковкой.
Душа поет. Жить как кошка с собакой.
Повесить нос. На ночь глядя.
Светло как днем. Ни зги не видно.
Среди логических задач проблемного характера большой интерес для младших школьников представляют так называемые философские задачи. Например:
· С какими животными сравнивают иногда человека, если он трусливый (упрямый, сильный, медлительный, стройный, хитрый, изворотливый, верный)?
Ответы: заяц, осел, лев, черепаха, лань, лиса, уж, собака.