Уважаемые взрослые! Для развития логического мышления предлагаем выполнить с детьми эти задания!

Упражнения предназначены для возраста 9-10 лет.

Проект "Пространственное мышление"

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Младший школьный возраст благоприятен для овладения логическими универсальными учебными действиями в силу особой чуткости общения.

Логика – это наука, изучающая формы и законы правильного объективного мышления. Придавали большое значение изучению логики ее законов и указывали на необходимость развивать способность к логическому мышлению многие выдающиеся деятели науки и культуры.

Логика вырабатывает привычку думать. Современность вынуждает человека много знать, поэтому системы школьного и высшего образования построены таким образом, чтобы вложить в голову учащегося больше информации.

К логическим универсальным действиям относятся:

— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

— выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

— подведение под понятие, выведение следствий;

— установление причинно-следственных связей;

— построение логической цепи рассуждений;

— доказательство;

— выдвижение гипотез и их обоснование.

5 способов научить ребёнка принимать всегда верное решение - ЛетидорИз вышеизложенного следует, чтоуже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнением, классификацией, обобщением и др.). Хотя каждый урок развивает логическое мышление, дети часто не умеют делать обобщений, выводов, классификаций. Приведенные упражнения развивают навыки логического мышления.

· «Угадай число»

это число двузначное;

десятков больше, чем единиц;

если сложить цифру количества десятков и единиц, то получится 7;

если умножить цифру количества десятков и единиц, то получится 10.

Ответ: 52.

· «Найди лишнее число»

Дана цепочка чисел, подчиняющаяся определенному правилу, среди этих чисел найти то, которое не подчиняется закономерности.

64, 75, 86, 72

Ответ: 72 — лишнее, у остальных разница цифр равна 2

Задания, связанные с приемом классификации, обычно формулируются в таком виде: «Разбейте (разложите) все круги на две группы по какому–то признаку».

Большинство детей успешно справляются с этим заданием, ориентируясь на такие признаки, как цвет и размер. По мере изучения различных понятий задания на классификацию могут включать числа, выражения, равенства, уравнения, геометрические фигуры. Например, при изучении нумерации чисел в пределах 100 можно предложить такое задание:

·Разбейте данные числа на две группы, чтобы в каждой оказались похожие числа:

а) 33, 84, 75, 22, 13, 11, 44, 53 (в одну группу входят числа, записанные двумя одинаковыми цифрами, в другую – различными);

б) 91, 81, 82, 95, 87, 94, 85 (основание классификации – число десятков, в одной группе чисел оно равно 8, в другой – 9);

в) 45, 36, 25, 52, 54, 61, 16, 63, 43, 27, 72, 34 (основание классификации –сумма «цифр», которыми записаны данные числа, в одной группе она равна 9, в другой – 7).

· «Найди «лишнее» выражение»

60 + 749 + 3840 + 2

·«Сколько на чертеже отрезков? Сколько треугольников? Сколько четырёхугольников?»

Для выполнения заданий на выявление закономерностей ученик должен владеть не только определённым запасом терминов, но и уметь наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать. У ученика должна быть возможность сделать открытие, возможность творческой деятельности – это стимул и смысл учебного процесса, востребованный личностью обучающегося.

·  «Из ряда слов нужно выбрать только два, которые обозначают главные признаки основного слова, т.е. то, без чего этот предмет не может быть.»

Примерные задания:

а) Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище)

б) Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)

Эти упражнения позволяют целенаправить поиск решения, активизировать мышление, создать определенный уровень абстрагирования.

·  «Найди общее у следующих слов:

а) хлеб и масло (еда)

б) нос и глаза (части лица, органы чувств)

Игры для развития логического мышления у детейПодобные упражнения стимулируют мышление ребёнка к поиску обобщающего основания.

·  Назови вероятные причины следующих событий:

Насморк – безответственность

Синяк – отсутствие знаний

Опоздание-простуда

Наказание –ушиб

Ошибка – проступок

·  Назови возможные следствия следующих событий:

Сражение-гроза, пожар

Молния – победа, поражение

Осень – болезнь

Переедание –листопад, зима

·  Соедини линиями начало и конец пословиц.

Любишь кататься… имей сто друзей.

Ученье - свет, а… люби и саночки возить.

Труд человека кормит, а… коли делать нечего.

Береги платье снову, а… по уму провожают.

Не имей сто рублей, а… честь смолоду.

По одежке встречают,… неученье - тьма.

Долог день до вечера,… лень портит.

·  Соедини высказывания, противоположные по смыслу.

Чуть свет. На душе кошки скребутся.

Жить душа в душу. Держать нос морковкой.

Душа поет. Жить как кошка с собакой.

Повесить нос. На ночь глядя.

Светло как днем. Ни зги не видно.

Среди логических задач проблемного характера большой интерес для младших школьников представляют так называемые философские задачи. Например:

·  С какими животными сравнивают иногда человека, если он трусливый (упрямый, сильный, медлительный, стройный, хитрый, изворотливый, верный)?

Ответы: заяц, осел, лев, черепаха, лань, лиса, уж, собака.

© CopyRight ЦДиК №9 Cоздание сайта: ООО «Меридиан»

Наши координаты:

юр.адрес: г. Красноярск, пр. Мира, 46-48, т. 8(391) 273-73-37

факт.адрес: г. Красноярск, ул. Д. Мартынова, 26 т. 8(391) 200-14-24

cnt.sputnik.ru