Что такое гиперактивность?

Педагог-психолог Т.Н. Роговенко

Гиперактивность – это поведенческо-возрастное расстройство, которое характеризуется нарушениями внимания, импульсивностью, двигательной расторможенностью.
Точные причины возникновения синдрома неизвестны. Cреди возможных называют такие, как наследственность, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, ранние инфекционные заболевания и др. 
У мальчиков чаще встречается СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью ), чем у девочек, в соотношении 8 : 1. У девочек больше выражен дефицит внимания, а у мальчиков – гиперактивность.

  • неумение сидеть на одном месте;
  • легкая отвлекаемость на посторонние раздражители;
  • нетерпеливость;
  • неумение доводить начатое до конца;
  • очень быстрая переключаемость с одного дела на другое;
  • болтливость;
  • неумение играть, разговаривать тихо и спокойно;
  • отсутствие умения прогнозировать последствия своих поступков;
  • спонтанность и необдуманность действий;
  • суетливость;
  • несформированность мелкой моторики;
  • малая продолжительность сна и трудности при засыпании.

Настроение гиперактивных детей неустойчивое, наблюдается вспыльчивость агрессивность, что часто приводит к конфликтам с окружающими. Большие трудности ребенок испытывает в коллективе сверстников, которые отказываются общаться с ним, мотивируя это его драчливостью и неумением играть.

Гиперактивный ребенок не способен долго переживать обиды, складывается впечатление, что с него все «как с гуся вода». Поэтому о таких детях говорят как о бесчувственных, а иногда и жестоких. Это объясняется тем, что они менее чувствительны к боли, чем их сверстники. А не испытывая боли в полной мере сами, они не обращают внимания на то, что причиняют боль другим, не понимают этого.

Интересы гиперактивных детей, как и эмоции, поверхностны. Их трудно увлечь чем-либо. Постоянно находясь в движении, ребенок с СДВГ ежеминутно что-то трогает, хватает, задает массу вопросов. Кроме дефицита внимания для детей СДВГ характерны повышенная утомляемость, нарушение памяти и низкая умственная работоспособность. У них короткий период работоспособности (5-15 минут) сменяется периодом «отдыха» мозга (3-7 минут). В эти моменты своеобразного «отключения» ребенок не реагирует на замечания. Затем он снова включается в деятельность.

Рекомендации родителям:

•  В отношениях с ребенком придерживаться позитивной модели. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
•  Избегайте повторений слов «нет», «нельзя».
•  Говорите сдержанно, спокойно, мягко.
•  Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, что бы он мог его завершить.
•  Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
•  Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.
•  Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашней работы и сна должно соответствовать этому распорядку.
•  Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах оказывает на ребенка чрезмерно стимулирующие воздействие.
•  Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных и шумных приятелей.
•  Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
•  Давайте ребенку расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия.
•  Постоянно учитывайте недостатки поведения ребенка.

Не менее ответственная роль в работе с гиперактивными детьми принадлежит учителям. Выполнение некоторых рекомендаций психолога может способствовать нормализации взаимоотношений учителя с беспокойным учеником и поможет ребенку лучше справляться с учебной нагрузкой.

Учителям рекомендуется:

– работу с гиперактивным ребенком строить индивидуально, при этом основное внимание уделять отвлекаемости и слабой организации деятельности;

– по возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с синдромом дефицита внимания и поощрять его хорошее поведение;

– во время урока ограничить до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного реб енка – в центре класса напротив доски;

– предоставлять ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения;

– учебные занятия строить по четко распланированному, стереотипному распорядку;

– научить гиперактивного ребенка пользоваться специальным дневником или календарем;

– задания, предлагаемые на уроке, писать на доске;

– на определенный отрезок времени давать только одно задание;

– дозировать ученику выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы;

– во время учебного дня предусматривать возможности для двигательной разрядки: занятия физическим трудом.

Когда становится совсем тяжело, вспомните, что к подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит. Важно, чтобы ребенок подошел к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплексов неполноценности.

Наши координаты:

Юридический адрес: г. Красноярск, ул. Маерчака, 34, т. 8(391) 200-10-52

Фактический адрес: г. Красноярск, ул. Маерчака, 34, т. 8(391) 200-14-24

Кто на сайте?

Сейчас на сайте 137 гостей и нет пользователей

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.

© 2016, МБУ ЦППМиСП № 9 г. Красноярск.  Cоздание сайта: ООО «Меридиан»