Причины отсутствия школьной мотивации

 

педагог-психолог Роговенко Т.Н.

 

Многие родители, у которых есть дети школьного и дошкольного возраста, сталкиваются с проблемой отсутствия мотивации к учебе у ребенка. Как же сформировать у школьника желание учиться?

Одна из основных проблем современной педагогики – отсутствие желания и интереса детей учиться, получать знания. У одних детей мотивация у к учебному процессу исчезает, не успев появиться, у других – по разным причинам утрачивается со временем. В интернете, да и книжных магазинах имеется большое разнообразие на эту тему, да и у каждого родителя есть свое мнение по этому поводу. Некоторые родители предлагают ставить в пример сегодняшних успешных людей, олигархов, пугают работой дворником и грузчиком, а кто-то уверен, что интерес ребенка к обучению зависит от учителей и психологов, тем самым перекладывая с себя ответственность на плечи школы. Другие же предлагают радикальные способы решения этого вопроса: наказывать за плохие оценки, лишать компьютера, планшетов, телефона, прогулок, общения с друзьями и вкусностей за каждую оценку ниже 4, среди таких родителей встречаются и те, кто прибегает к старым проверенным методам, как ремень и скалка.

Школьные успехи и неудачи – это не показатель исключительно умственного развития и способностей школьника. Ребенку, не заинтересованному в обучении, очень сложно получить знания и суметь их применить на практике. Неуспеваемость, в свою очередь, ведет к отклонениям в поведении.
Психологи выделяют несколько уровней сформированности школьной мотивации:

Первый уровень – высокая мотивация   26,2% детей испытуемых вышли на этот уровень

У таких детей есть познавательный мотив, стремление выполнять все школьные требования. Ученики добросовестны, ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки. Второй уровень – хорошая мотивация у 40% учащихся выявился этот уровень, он является средней нормой. Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью. Третий уровень – положительная мотивация к школе 27,5% от количества учащихся вышли на этот уровень, школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Им нравиться ощущать себя учениками, но познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. 
Четвертый уровень – низкая школьная мотивация 5%. Это дети посещают школу неохотно. Предпочитают пропускать занятия, испытывают затруднения в учебе.

Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация 1,2%, таких детей очень мало, но к сожалению они есть. Школа воспринимается ими как враждебная среда. Каковы же причины падения интереса к учебе и что можно сделать чтобы помочь ребенку?

1. Отсутствие интереса к учебе. Нужно помнить: интерес к учебе нельзя привить насильно. Нужно попытаться понять, что именно стало причиной потери интереса и как давно это произошло. Правильно поступают те родители, которые с начала школьного обучения дают ребёнку понять, что по своей важности обучение в школе, регулярное выполнение домашнего задания находятся на одном уровне с самыми серьёзными делами взрослых. Но, тем не менее, нельзя превращать выполнение домашнего задания для ребенка в орудие пыток. Страх наказания не прибавит интереса к учебе и не повысит мотивацию. Начните поиск решения проблемы с беседы. Поговорите с ребенком и узнайте, что он думает о своей плохой успеваемости: почему так? Попробуйте помочь ребёнку распределять время и силы. Пусть сначала он выполняет то задание, которое вызывает у него наибольшие трудности. Но делайте это не вместо ребенка, а вместе с ним. Поощрение за положительный результат, для ребенка необходимо. Режим дня, для детей очень важен, соблюдая его развиваются волевые качества, собранность, ответственность и самостоятельность. 2. Конфликты с педагогами. Не понижайте авторитет преподавателя в глазах своего чада. Даже если вам что-то не нравится, не обсуждайте учителя в присутствии детей. Ребенок, анализируя услышанное приобретает «особый» повод относиться отрицательно как к учителю, так и к его предмету. Взрослым важно учесть, что сложности во взаимоотношениях с учителями могут возникнуть и по вине самого ученика, возможно, школьник не выполняет элементарных требований учителя, нарушает правила поведения на уроке. 3. Конфликты с товарищами по учёбе, с ребятами на улице и т. д. Ребёнок захвачен конфликтом, и он отнимает большую часть его ресурсов, которые могли бы быть потрачены на обучение. Чем дольше это продолжается, тем больше школьник изматывается. Для начала нужно попытаться поговорить с ребёнком. Цените друзей своего ребенка. Учите быть честным с друзьями и не искать выгоды от дружбы. 4. Конфликты с родителями. Учитесь быть своему ребенку другом. Если ваш ребенок доверяет вам свои тайны как другу, не шантажируйте его этими тайнами. 5. Отвлекающие факторы. Компьютер, телевизор и прочие развлечения должны знать своё время и место. Не позволяйте их электронным душам слишком долго находиться в центре внимания ребёнка, если он только не использует их для обучения. 6. Недостаточное умение учиться. Основной симптом этой проблемы проявляется тогда, когда выполнение домашнего задания становится источником постоянных конфликтов в семье. Поинтересуйтесь у ребёнка о том, зачем он учится, и попытайтесь объяснить, для кого он это делает. 7. Проблемы с развитием внимания и памяти. Существует много различной литературы с упражнениями и заданиями на развитие внимания и памяти. А также вы можете обратиться за помощью к школьному психологу.

Таким образом, все причины плохой успеваемости в школе сводится к тому, что у ребёнка не развиты учебная мотивация и навыки эффективного обучения, исправить это возможно только тогда, когда эффективно работает система семья – ученик – школа. Отсутствие сотрудничества между учителем, учеником и его родителями - это тоже одна из причин нежелания учиться. Только совместными усилиями мы можем достичь успеха в освоении знаний учеником. Помните, что Ваш ребенок – это личность, ничего не должная Вам, но до какого-то момента зависящая от Вас и нуждающаяся в Вашей поддержке и в Вашем признании ее как самодостаточной.

Наши координаты:

Юридический адрес: г. Красноярск, ул. Маерчака, 34, т. 8(391) 200-10-52

Фактический адрес: г. Красноярск, ул. Маерчака, 34, т. 8(391) 200-14-24

Кто на сайте?

Сейчас на сайте 595 гостей и нет пользователей

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.

© 2016, МБУ ЦППМиСП № 9 г. Красноярск.  Cоздание сайта: ООО «Меридиан»