Первые трудности маленького школьника
Учитель-дефектолог Штефанова Е.С.
Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Из привычной домашней обстановки дети попадают в мир взрослых людей. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, подчиняться нормам и правилам жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания и т.д.
Часто родители и дети сталкиваются с тем, что учеба в школе связывается со слезами и огорчениями. Вместо радости и познания нового ребенок испытывает только разочарование. Нужна ли ребенку в таких случаях помощь взрослого? Понимаем ли мы взрослые, что учеба — серьезный труд, требующий значительного интеллектуального, эмоционального и физического напряжения? Здесь многое зависит от нас, взрослых. Поэтому, безусловно, помощь родителей, их поддержка и понимание ребенку не менее необходимы, чем воздух, вода, еда и одежда.
Что необходимо знать родителям о трудностях и сложностях первоклассника?
Школьные трудности неизбежны — к этому мы должны быть готовы! Но кто-то пройдет их незаметно, а для кого-то они могут стать непреодолимым препятствием.
Многие первоклассники начинают испытывать значительные трудности в середине учебного года, т.е. в третьей четверти. Это связано с угасанием первоначальной тяги к учебе, возникающей на фоне привыкания к школе. Ведь зачастую начинающих учеников привлекает лишь новизна школьной ситуации и желание иметь предметы и вещи, связанные со школьной атрибутикой. Именно поэтому большинство детей, сначала с радостью бегают в школу, с удовольствием принимаются за любые задания, гордятся оценками и похвалой учителя. Однако по мере исчезновения ареола праздника, у детей часто возникает апатия и безразличие к учебе.
Как этого избежать?
Сделать так, чтобы учение стало интересным — т.е. формировать у первоклассников познавательный интерес к учебному материалу. Малыш должен четко понимать, для чего ему необходимы знания, как и когда он сможет ими воспользоваться. Только на основе интереса к содержанию учебного материала у ребенка может закрепиться положительное отношение к учению. Многие родители убеждены, что сделать школьные задания интересными и привлекательными — это дело только учителя.
Однако трудности ребенка в адаптации к школе нередко связаны с позицией родителей по отношению к школе, учителю, школьным успехам ребенка. С одной стороны, это страх родителей перед школой, боязнь, что ребенку в школе будет плохо. Однако вряд ли от ребенка можно ожидать интереса к учебе, если он слышит, как мама говорит своей подруге: «Будь моя воля — ни за что не отдала бы его в школу. Мне до сих пор моя первая учительница снится в страшных снах». Или если он передает учителю мамины слова: «Я не буду отвечать на ваши дурацки вопросы, потому что они глупые...» или записку: «Я хорошо знаю своего ребенка, но мое мнение о нем вас не должно интересовать...»
С другой стороны это ожидание от ребенка только очень высоких достижений и активное демонстрирование ему своего недовольства тем, что он с чем-то не справляется, чего-то не умеет. В результате в школе такой ребенок вымаливает у учителя хорошие оценки : «... не ставьте мне «два», меня же папа дома убьет, и это будет на вашей совести!»; «... из-за вашей тройки меня теперь целую неделю не будут пускать на улицу!»
С третьей стороны, это опасение того, что ребенок в школе будет болеть и родители предпринимают «героические» усилия, чтобы освободить ребенка от физкультуры. Это сразу ставит ребенка в положение «особенного», «слабака», что отрицательно сказывается на установлении дружеских отношений с одноклассниками. Следует иметь в виду, что такие дети действительно часто и долго болеют, но не потому, что их организм ослаблен, а потому, что в школе у них плохие отношения с детьми даже в случае, если они хорошо учатся, идти в школу они все равно не хотят.
Таким образом, в основе нежелания учиться могут лежать самые разнообразные причины. Важно понять, что не все проблемы с учебой зависят только от ребенка, а методы их разрешения надо искать, исходя из его возраста и индивидуальных особенностей.
Несколько советов родителям школьников
Что же могут сделать родители, если школьные трудности все же появились?
- Не рассматривайте возникшие школьные трудности как личную трагедию. Не отчаивайтесь и, главное, старайтесь не показать своего огорчения и недовольства. Помните: ваша главная задача — помочь ребенку. Поэтому принимайте и любите его таким, какой он есть, тогда и ему будет легче.
- Настройтесь и приготовьтесь к тому, что вам предстоит длительная совместная работа с ребенком. Помните: одному ему не справиться со своими проблемами!
- Ваша главная помощь: поддерживать его уверенность в своих силах. Постарайтесь снять с него чувство напряжения и вины за неудачи. Если вы заняты своими делами и урываете минутку, чтобы спросить, как дела или отругать, — это не помощь, а основа для возникновения новых проблем.
- Забудьте сакраментальную фразу: «Что ты сегодня получил?» Не требуйте от ребенка немедленного рассказа о своих школьных делах, особенно если он расстроен или огорчен. Оставьте его в покое, он расскажет вам все, если будет уверен в вашей поддержке.
- Не обсуждайте проблемы ребенка с учителем в его присутствии. Лучше сделать это без него. Никогда не корите, не ругайте ребенка, если рядом его одноклассники или друзья. Не стоит подчеркивать успехи других детей, восхищаться ими.
- При совместной работе при выполнении домашних заданий наберитесь терпения. Ведь работа по преодолению школьных трудностей очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голоса, спокойно повторять и объяснять одно и то же несколько раз — без упреков и раздражения. Типичные родительские жалобы: «Нет никаких сил… все нервы вымотал…» Понимаете, в чем дело? Не может сдержаться взрослый, а виноват — ребенок. Себя все родители жалеют, а вот ребенка — очень редко… Почему-то родители считают: если есть трудности в письме, нужно больше писать; если плохо читает — больше читать; если плохо считает — больше решать примеров. Но ведь эти утомительные, не дающие удовлетворения занятия убивают радость самой работы! Поэтому не перегружайте ребенка тем, что у него не получается. Очень важно, чтобы во время занятий вам ничто не мешало, чтобы ребенок чувствовал — вы с ним и для него. Не смотрите «даже одним глазком» телевизор, не отвлекайтесь, не прерывайте занятия, чтобы позвонить по телефону или сбегать на кухню. Не менее важно решить, с кем из взрослых ребенку лучше делать уроки. Мамы обычно более мягки, но у них часто не хватает терпения, да и эмоции бьют через край… Папы жестче, но спокойнее. Старайтесь избегать таких ситуаций, когда один из взрослых, теряя терпение, вызывает на смену и «на расправу» другого. Имейте в виду, что ребенок, имеющий школьные проблемы, только в редких случаях будет полностью знать, что ему задано на дом. И здесь нет злого умысла: дело в том, что домашнее задание почти всегда дается в конце урока, когда в классе уже шумно, а ребёнок устал и почти не слышит учителя. Поэтому дома он совершенно искренне может сказать: «ничего не задали». В этом случае справьтесь о домашнем задании у одноклассников. При приготовлении домашних заданий общая продолжительность непрерывной работы не должна превышать 20–30 минут. Паузы после такой работы обязательны! Не стремитесь любой ценой и «не жалея времени» сделать сразу все домашние задания.
- Постарайтесь найти контакт с учителем, ведь ребенку нужна помощь и поддержка с обеих сторон.
- Работайте только на «положительном подкреплении». Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!»; «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить достижения учащегося в любой сфере. При неудачах подбодрите, поддержите, а любой, даже самый маленький успех подчеркните.
- Детям со школьными проблемами необходим размеренный и четкий режим дня. Надо не забывать: такие дети обычно беспокойны, несобранны, а значит, соблюдать режим им совсем не просто. Если ребенок с трудом встает, не дергайте его, не торопите, не подгоняйте лишний раз: лучше поставьте будильник на полчаса раньше. Пожалуй, самое трудное время — вечер, когда пора ложиться спать. Родители стремятся быстрее уложить маленького ученика в постель, а он, как может, тянет время. Нередко это кончается ссорой, слезами, упреками. А потом ребенок долго не может успокоиться и уснуть… Можно предоставить ему и некоторую свободу (разрешив ложиться не ровно в девять, а с девяти до полдесятого). Очень важен полный (без каких-либо учебных заданий) отдых в воскресенье, и особенно в каникулы.
- Своевременность и правильность принятых мер значительно повышает шансы на успех. Поэтому, если у вас есть возможность, обязательно проконсультируйте ребенка у специалистов (врачей, логопедов, психологов, педагогов). И выполняйте все рекомендации!
- Ваш ребёнок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него что-то может не сразу получаться, это естественно. Ребёнок имеет право на ошибку.
- На возможные трудности ребёнка постарайтесь обратить внимание на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
- Если вас что-то беспокоит в поведении ребёнка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
- Поступление в школу существенно меняет жизнь ребёнка, но не должно лишать её многообразия, радости. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игр.
- Не требуйте только отличных оценок.
- Не делайте за ребёнка домашнее задание - такая помощь ему не нужна.
- Не позволяйте долго сидеть у телевизора или компьютера - это отрицательно сказывается на общем состоянии.
- Давайте ребёнку возможность исправить ошибки и помогайте ему в этом.
Всегда верьте в своего ребёнка, любите его таким, какой он есть!