Первые трудности маленького школьника

 

Учитель-дефектолог Штефанова Е.С.

 

Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Из привычной домашней обстановки дети попадают в мир взрослых людей. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, подчиняться нормам и правилам жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания и т.д.

Часто родители и дети сталкиваются с тем, что учеба в школе связывается со слезами и огорчениями. Вместо радости и познания нового ребенок испытывает только разочарование. Нужна ли ребенку в таких случаях помощь взрослого? Понимаем ли мы взрослые, что учеба — серьезный труд, требующий значительного интеллектуального, эмоционального и физического напряжения? Здесь многое зависит от нас, взрослых. Поэтому, безусловно, помощь родителей, их поддержка и понимание ребенку не менее необходимы, чем воздух, вода, еда и одежда.

Что необходимо знать родителям о трудностях и сложностях первоклассника?

Школьные трудности неизбежны — к этому мы должны быть готовы! Но кто-то пройдет их незаметно, а для кого-то они могут стать непреодолимым препятствием.

Многие первоклассники начинают испытывать значительные трудности в середине учебного года, т.е. в третьей четверти. Это связано с угасанием первоначальной тяги к учебе, возникающей на фоне привыкания к школе. Ведь зачастую начинающих учеников привлекает лишь новизна школьной ситуации и желание иметь предметы и вещи, связанные со школьной атрибутикой. Именно поэтому большинство детей, сначала с радостью бегают в школу, с удовольствием принимаются за любые задания, гордятся оценками и похвалой учителя. Однако по мере исчезновения ареола праздника, у детей часто возникает апатия и безразличие к учебе.

 

Как этого избежать?

 

Сделать так, чтобы учение стало интересным — т.е. формировать у первоклассников познавательный интерес к учебному материалу. Малыш должен четко понимать, для чего ему необходимы знания, как и когда он сможет ими воспользоваться. Только на основе интереса к содержанию учебного материала у ребенка может закрепиться положительное отношение к учению. Многие родители убеждены, что сделать школьные задания интересными и привлекательными — это дело только учителя.

Однако трудности ребенка в адаптации к школе нередко связаны с позицией родителей по отношению к школе, учителю, школьным успехам ребенка. С одной стороны, это страх родителей перед школой, боязнь, что ребенку в школе будет плохо. Однако вряд ли от ребенка можно ожидать интереса к учебе, если он слышит, как мама говорит своей подруге: «Будь моя воля — ни за что не отдала бы его в школу. Мне до сих пор моя первая учительница снится в страшных снах». Или если он передает учителю мамины слова: «Я не буду отвечать на ваши дурацки вопросы, потому что они глупые...» или записку: «Я хорошо знаю своего ребенка, но мое мнение о нем вас не должно интересовать...»

С другой стороны это ожидание от ребенка только очень высоких достижений и активное демонстрирование ему своего недовольства тем, что он с чем-то не справляется, чего-то не умеет. В результате в школе такой ребенок вымаливает у учителя хорошие оценки : «... не ставьте мне «два», меня же папа дома убьет, и это будет на вашей совести!»; «... из-за вашей тройки меня теперь целую неделю не будут пускать на улицу!»

С третьей стороны, это опасение того, что ребенок в школе будет болеть и родители предпринимают «героические» усилия, чтобы освободить ребенка от физкультуры. Это сразу ставит ребенка в положение «особенного», «слабака», что отрицательно сказывается на установлении дружеских отношений с одноклассниками. Следует иметь в виду, что такие дети действительно часто и долго болеют, но не потому, что их организм ослаблен, а потому, что в школе у них плохие отношения с детьми даже в случае, если они хорошо учатся, идти в школу они все равно не хотят.

Таким образом, в основе нежелания учиться могут лежать самые разнообразные причины. Важно понять, что не все проблемы с учебой зависят только от ребенка, а методы их разрешения надо искать, исходя из его возраста и индивидуальных особенностей.

Несколько советов родителям школьников

 

Что же могут сделать родители, если школьные трудности все же появились?

  1. Не рассматривайте возникшие школьные трудности как личную трагедию. Не отчаивайтесь и, главное, старайтесь не показать своего огорчения и недовольства. Помните: ваша главная задача — помочь ребенку. Поэтому принимайте и любите его таким, какой он есть, тогда и ему будет легче.
  2. Настройтесь и приготовьтесь к тому, что вам предстоит длительная совместная работа с ребенком. Помните: одному ему не справиться со своими проблемами!
  3. Ваша главная помощь: поддерживать его уверенность в своих силах. Постарайтесь снять с него чувство напряжения и вины за неудачи. Если вы заняты своими делами и урываете минутку, чтобы спросить, как дела или отругать, — это не помощь, а основа для возникновения новых проблем.
  4. Забудьте сакраментальную фразу: «Что ты сегодня получил?» Не требуйте от ребенка немедленного рассказа о своих школьных делах, особенно если он расстроен или огорчен. Оставьте его в покое, он расскажет вам все, если будет уверен в вашей поддержке.
  5. Не обсуждайте проблемы ребенка с учителем в его присутствии. Лучше сделать это без него. Никогда не корите, не ругайте ребенка, если рядом его одноклассники или друзья. Не стоит подчеркивать успехи других детей, восхищаться ими.
  6. При совместной работе при выполнении домашних заданий наберитесь терпения. Ведь работа по преодолению школьных трудностей очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голоса, спокойно повторять и объяснять одно и то же несколько раз — без упреков и раздражения. Типичные родительские жалобы: «Нет никаких сил… все нервы вымотал…» Понимаете, в чем дело? Не может сдержаться взрослый, а виноват — ребенок. Себя все родители жалеют, а вот ребенка — очень редко… Почему-то родители считают: если есть трудности в письме, нужно больше писать; если плохо читает — больше читать; если плохо считает — больше решать примеров. Но ведь эти утомительные, не дающие удовлетворения занятия убивают радость самой работы! Поэтому не перегружайте ребенка тем, что у него не получается. Очень важно, чтобы во время занятий вам ничто не мешало, чтобы ребенок чувствовал — вы с ним и для него. Не смотрите «даже одним глазком» телевизор, не отвлекайтесь, не прерывайте занятия, чтобы позвонить по телефону или сбегать на кухню. Не менее важно решить, с кем из взрослых ребенку лучше делать уроки. Мамы обычно более мягки, но у них часто не хватает терпения, да и эмоции бьют через край… Папы жестче, но спокойнее. Старайтесь избегать таких ситуаций, когда один из взрослых, теряя терпение, вызывает на смену и «на расправу» другого. Имейте в виду, что ребенок, имеющий школьные проблемы, только в редких случаях будет полностью знать, что ему задано на дом. И здесь нет злого умысла: дело в том, что домашнее задание почти всегда дается в конце урока, когда в классе уже шумно, а ребёнок устал и почти не слышит учителя. Поэтому дома он совершенно искренне может сказать: «ничего не задали». В этом случае справьтесь о домашнем задании у одноклассников. При приготовлении домашних заданий общая продолжительность непрерывной работы не должна превышать 20–30 минут. Паузы после такой работы обязательны! Не стремитесь любой ценой и «не жалея времени» сделать сразу все домашние задания.
  7. Постарайтесь найти контакт с учителем, ведь ребенку нужна помощь и поддержка с обеих сторон.
  8. Работайте только на «положительном подкреплении». Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!»; «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить достижения учащегося в любой сфере.  При неудачах подбодрите, поддержите, а любой, даже самый маленький успех подчеркните.
  9. Детям со школьными проблемами необходим размеренный и четкий режим дня. Надо не забывать: такие дети обычно беспокойны, несобранны, а значит, соблюдать режим им совсем не просто. Если ребенок с трудом встает, не дергайте его, не торопите, не подгоняйте лишний раз: лучше поставьте будильник на полчаса раньше. Пожалуй, самое трудное время — вечер, когда пора ложиться спать. Родители стремятся быстрее уложить маленького ученика в постель, а он, как может, тянет время. Нередко это кончается ссорой, слезами, упреками. А потом ребенок долго не может успокоиться и уснуть… Можно предоставить ему и некоторую свободу (разрешив ложиться не ровно в девять, а с девяти до полдесятого). Очень важен полный (без каких-либо учебных заданий) отдых в воскресенье, и особенно в каникулы.
  10. Своевременность и правильность принятых мер значительно повышает шансы на успех. Поэтому, если у вас есть возможность, обязательно проконсультируйте ребенка у специалистов (врачей, логопедов, психологов, педагогов). И выполняйте все рекомендации!
  11. Ваш ребёнок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него что-то может не сразу получаться, это естественно. Ребёнок имеет право на ошибку.
  12. На возможные трудности ребёнка постарайтесь обратить внимание на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
  13. Если вас что-то беспокоит в поведении ребёнка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
  14. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребёнка, но не должно лишать её многообразия, радости. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игр.
  15. Не требуйте только отличных оценок.
  16. Не делайте за ребёнка домашнее задание - такая помощь ему не нужна.
  17. Не позволяйте долго сидеть у телевизора или компьютера - это отрицательно сказывается на общем состоянии.
  18. Давайте ребёнку возможность исправить ошибки и помогайте ему в этом.

 

Всегда верьте в своего ребёнка, любите его таким, какой он есть!

Наши координаты:

Юридический адрес: г. Красноярск, ул. Маерчака, 34, т. 8(391) 200-10-52

Фактический адрес: г. Красноярск, ул. Маерчака, 34, т. 8(391) 200-14-24

Кто на сайте?

Сейчас на сайте 105 гостей и нет пользователей

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.

© 2016, МБУ ЦППМиСП № 9 г. Красноярск.  Cоздание сайта: ООО «Меридиан»