«Ребус» - слово латинского происхождения (от латинской пословицы «Non verbis sed rebus» - «Не словами, а при помощи вещей» («res – вещь)). В нём можно зашифровать отрывки из стихотворений, пословицы, поговорки, отдельные фразы и слова.
Значение ребусов - работа по обучению детей школьного возраста решению ребусов способствует постепенному развитию интереса к чтению благодаря овладению навыками их разгадывания. А так же решение ребусов приносит ребёнку пользу и удовольствие.
Задачи:
- развитие фонематического, языкового анализа и синтеза;
- закрепление знаний звукобуквенных обозначений;
- формирование словарного запаса;
- развитие грамматического строя речи;
- развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти, понятийного мышления;
- развитие способности переноса полученных навыков на незнакомый материал;
- запоминание орфограмм.
Решить ребус значит, «перевести» всё, что он содержит, в буквы, составляющие осмысленное слово или предложение.
- Ребусом загадывается какое-либо слово или предложение (обычно это пословица, поговорка, афоризм, цитата).
- Количество отдельных элементов, входящих в ребус (рисунков, а также букв, цифр, знаков, символов, фигур и так далее), не ограничивается.
- Для составления ребуса используются особые приёмы, отличающие его от какой-либо другой «загадки в картинках».
- Приёмы могут применяться как самостоятельно, так и в различных сочетаниях (комбинациях) друг с другом.
- Количество используемых в одном ребусе приёмов и их сочетаний (комбинаций) не ограничивается.
Основные правила составления ребуса:
1 Переворачивание рисунка, знака, символа, фигуры (далее — картинка, в отличие от буквы и цифры) служит для указания, что загаданное с помощью картинки слово должно читаться задом наперёд.
- Применение запятых (также и перевёрнутых запятых) слева или справа от картинки служит для указания, что в загаданном с помощью картинки слове следует удалить определённое количество начальных или конечных букв.
При этом:
- количество запятых соответствует количеству удаляемых букв;
- запятые, стоящие слева от картинки, указывают на удаление начальных букв слова;
- запятые, стоящие справа от картинки, указывают на удаление конечных букв слова.
- Помещение буквы или нескольких букв справа или слева от картинки служит для указания, что эту букву (несколько букв) следует добавить в конце или в начале загадываемого слова.
- Зачёркивание буквы и помещение рядом с нею или над нею другой буквы служит для указания, какую букву, и на какую, следует заменить в загаданном слове.
- Проставление математического знака равенства между двумя буквами служит для указания замены одной из этих букв на другую.
- Применение стрелки, идущей от одной буквы к другой, тоже служит для указания соответствующей замены букв.
- Помещение над картинкой ряда цифр 1, 2, 3, 4 и т.д. служит для нумерации букв в загаданном слове (цифра 1 означает первую букву слова, цифра 2 — вторую и так далее).
При этом:
- изменение порядка цифр служит подсказкой: «Измените порядок букв в загаданном слове». Например, цифры 3, 2, 1, 4 над картинкой пилы показывают, что в слове «пила» надо переставить первую и третью буквы; ответ: «липа»;
- употребление цифр в меньшем количестве, чем букв в загаданном слове, служит подсказкой, что из загаданного слова надо отобрать только указанное количество букв. Например, над картинкой пилы стоят две цифры: 4, 1. Это означает, что из слова «пила» надо отобрать только две буквы: четвёртую и первую, причём поставить их именно в этом порядке; ответ: «ап»;
- употребление зачёркнутых цифр служит подсказкой, что в загаданном слове надо убрать соответствующие буквы. Например, над картинкой пилы стоят цифры 1, 2, 3, 4, при этом цифра 4 зачёркнута. Это означает, что в слове «пила» надо убрать четвёртую букву; ответ: «пил». (Зачёркнутая цифра может и не стоять в ряду остальных цифр, при этом её значение то же самое.
- Использование горизонтальной черты между размещёнными друг под другом картинками, буквами служит для зашифровывания буквосочетаний «на», «над», «под», а также предлогов «на», «над», «под», если ребусом загадывается какая-либо фраза.
- Использование различного расположения картинок, букв относительно друг друга (одни внутри других, одни за другими, одни вразброс по другим, одни «бегут» к другим, одни «выходят» из других и так далее) служит для зашифровывания букв и буквосочетаний «в», «к», «у», «с», «за», «по», «из», «на», «перед» и многих других, которые в русском языке являются предлогами, а также буквы «и», являющейся союзом.
- Использование перечисленных и других аналогичных приёмов в самых различных сочетаниях, комбинациях. Например, использование одновременно и перевёрнутой картинки, и запятой перед нею.
Ребусы, составленные с использованием одного приёма.
Прибавь к букве (буквам) название нарисованного предмета и прочитай зашифрованное слово:
К букве (буквам) добавь название рисунка, затем – следующую букву (буквы) и прочитай зашифрованное слово:
Замени букву и прочитай зашифрованное слово.
Убери букву из слова. Какое новое слово получится?
Убери обозначенную цифрой букву из слова. Какое новое слово получится?
Измени порядок букв в слове. Какое новое слово получится?
Не читай столько первых/ последних букв, сколько запятых нарисовано после картинки. Какое слово получится?
Обрати внимание на то, как расположены буквы и расшифруй слова.
Ребусы, составленные с сочетанием разных приёмов.