«Ребус» - слово латинского происхождения (от латинской пословицы «Non verbis sed rebus» - «Не словами, а при помощи вещей» («res – вещь)). В нём можно зашифровать отрывки из стихотворений, пословицы, поговорки, отдельные фразы и слова.

Значение ребусов - работа по обучению детей школьного возраста решению ребусов способствует постепенному развитию интереса к чтению благодаря овладению навыками их разгадывания. А так же решение ребусов приносит ребёнку пользу и удовольствие.

Задачи:

  • развитие фонематического, языкового анализа и синтеза;
  • закрепление знаний звукобуквенных обозначений;
  • формирование словарного запаса;
  • развитие грамматического строя речи;
  • развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти, понятийного мышления;
  • развитие способности переноса полученных навыков на незнакомый материал;
  • запоминание орфограмм.

Решить ребус значит, «перевести» всё, что он содержит, в буквы, составляющие осмысленное слово или предложение.

  • Ребусом загадывается какое-либо слово или предложение (обычно это пословица, поговорка, афоризм, цитата).
  • Количество отдельных элементов, входящих в ребус (рисунков, а также букв, цифр, знаков, символов, фигур и так далее), не ограничивается.
  • Для составления ребуса используются особые приёмы, отличающие его от какой-либо другой «загадки в картинках».
  • Приёмы могут применяться как самостоятельно, так и в различных сочетаниях (комбинациях) друг с другом.
  • Количество используемых в одном ребусе приёмов и их сочетаний (комбинаций) не ограничивается.

Основные правила составления ребуса:

1 Переворачивание рисунка, знака, символа, фигуры (далее — картинка, в отличие от буквы и цифры) служит для указания, что загаданное с помощью картинки слово должно читаться задом наперёд.

  1. Применение запятых (также и перевёрнутых запятых) слева или справа от картинки служит для указания, что в загаданном с помощью картинки слове следует удалить определённое количество начальных или конечных букв.

При этом:

  • количество запятых соответствует количеству удаляемых букв;
  • запятые, стоящие слева от картинки, указывают на удаление начальных букв слова;
  • запятые, стоящие справа от картинки, указывают на удаление конечных букв слова.
  1. Помещение буквы или нескольких букв справа или слева от картинки служит для указания, что эту букву (несколько букв) следует добавить в конце или в начале загадываемого слова.
  2. Зачёркивание буквы и помещение рядом с нею или над нею другой буквы служит для указания, какую букву, и на какую, следует заменить в загаданном слове.
  3. Проставление математического знака равенства между двумя буквами служит для указания замены одной из этих букв на другую.
  4. Применение стрелки, идущей от одной буквы к другой, тоже служит для указания соответствующей замены букв.
  5. Помещение над картинкой ряда цифр 1, 2, 3, 4 и т.д. служит для нумерации букв в загаданном слове (цифра 1 означает первую букву слова, цифра 2 — вторую и так далее).

При этом:

  • изменение порядка цифр служит подсказкой: «Измените порядок букв в загаданном слове». Например, цифры 3, 2, 1, 4 над картинкой пилы показывают, что в слове «пила» надо переставить первую и третью буквы; ответ: «липа»;
  • употребление цифр в меньшем количестве, чем букв в загаданном слове, служит подсказкой, что из загаданного слова надо отобрать только указанное количество букв. Например, над картинкой пилы стоят две цифры: 4, 1. Это означает, что из слова «пила» надо отобрать только две буквы: четвёртую и первую, причём поставить их именно в этом порядке; ответ: «ап»;
  • употребление зачёркнутых цифр служит подсказкой, что в загаданном слове надо убрать соответствующие буквы. Например, над картинкой пилы стоят цифры 1, 2, 3, 4, при этом цифра 4 зачёркнута. Это означает, что в слове «пила» надо убрать четвёртую букву; ответ: «пил». (Зачёркнутая цифра может и не стоять в ряду остальных цифр, при этом её значение то же самое.
  1. Использование горизонтальной черты между размещёнными друг под другом картинками, буквами служит для зашифровывания буквосочетаний «на», «над», «под», а также предлогов «на», «над», «под», если ребусом загадывается какая-либо фраза.
  2. Использование различного расположения картинок, букв относительно друг друга (одни внутри других, одни за другими, одни вразброс по другим, одни «бегут» к другим, одни «выходят» из других и так далее) служит для зашифровывания букв и буквосочетаний «в», «к», «у», «с», «за», «по», «из», «на», «перед» и многих других, которые в русском языке являются предлогами, а также буквы «и», являющейся союзом.
  3. Использование перечисленных и других аналогичных приёмов в самых различных сочетаниях, комбинациях. Например, использование одновременно и перевёрнутой картинки, и запятой перед нею.

 

Ребусы, составленные с использованием одного приёма.

Прибавь к букве (буквам) название нарисованного предмета и прочитай зашифрованное слово:

К букве (буквам) добавь название рисунка, затем – следующую букву (буквы) и прочитай зашифрованное слово:

Замени букву и прочитай зашифрованное слово.

Убери букву из слова. Какое новое слово получится?

Убери обозначенную цифрой букву из слова. Какое новое слово получится?

Измени порядок букв в слове. Какое новое слово получится?

Не читай столько первых/ последних букв, сколько запятых нарисовано после картинки. Какое слово получится?

Обрати внимание на то, как расположены буквы и расшифруй слова.


Ребусы, составленные с сочетанием разных приёмов.










© CopyRight ЦДиК №9 Cоздание сайта: ООО «Меридиан»

Наши координаты:

юр.адрес: г. Красноярск, пр. Мира, 46-48, т. 8(391) 273-73-37

факт.адрес: г. Красноярск, ул. Д. Мартынова, 26 т. 8(391) 200-14-24

cnt.sputnik.ru