Поощрение или наказание?
Силкова Т.С.
Все родители мечтают вырастить «хорошего ребенка». В действительности же, очень часто под словом «хороший» имеется в виду «удобный» – такой малыш, который всегда слушается, исполняет любые требования, проявляет ответственность в тех заданиях, которые поручил ему взрослый.
И все же вряд ли можно предположить, что родители, задаваясь целью вырастить «хорошего ребенка», мечтают о бездушном роботе, беспрекословно подчиняющемся и выполняющем все приказания. Безусловно, нет! Проблема в том, что многие качества, которые родители хотят видеть в своем ребенке (способность творчески мыслить, смелость, целеустремленность и настойчивость в достижении поставленной цели), в повседневной жизни мешают общению с малышом.
Нужно ли ограничивать ребенка во всех его желаниях или лучше обходиться без контроля, который сужает рамки свободы?
Только разумный баланс между строгими ограничениями и свободой действия позволит вашему ребенку гармонично развиваться.
Как вводить в жизнь малыша требования и запреты и добиваться его послушания?
Для начала, попробуем разобраться, почему маленькие дети должны слушаться. Понятно, что родители только выигрывают от детского послушания, а какая польза детям от того, что взрослые контролируют их поведение?
- Умение следовать правилам – ранняя часть социализации. Дошкольники, которые не научились этому у своих родителей, будут иметь большие проблемы с адаптацией к детскому саду. Чтобы малыш приобрел навыки самодисциплины, правила на первом этапе должны быть навязаны ему извне.
- Способность подчиняться правилам и следовать им важна для развития отношений между детьми. Малышей без таких навыков сверстники могут не принимать в игры, отвергать, и потом это очень сложно изменить, даже если навык появится.
- Родители часто сами выполняют задачи самообслуживания за плохо слушающихся детей, предпочитая быстро и качественно сделать что-то самим, чем выслушивать отговорки ребенка. В результате к детскому саду такие дети обладают слабой или средней задержкой развития навыков самообслуживания.
- Дети действительно хотят, чтобы их контролировали. Полная свобода привлекательна, но вызывает большую тревогу у детей, безопасность и выживание которых зависит от их родителей.
- По простым соображениям безопасности маленькие дети должны следовать правилам и быстро реагировать на указания родителей.
Становится очевидным, что малышу необходимо уметь беспрекословно слушать родительские требования и запреты. Однако, важно, чтобы их количество было минимально, и они касались только особенных сфер. Ведь если их будет очень много, и они будут распространяться на любую часть жизни ребенка, вы рискуете получить безвольного, безликого человечка. И очень скоро вам придется бить тревогу: «Что делать, ведь мой ребенок совсем не приспособлен к жизни. Он не уверен в себе, всего боится. Он робок, замкнут, недоверчив, обидчив, не ладит со сверстниками».
В каких же сферах жизни ребенка запреты просто необходимы:
- Они должны касаться здоровья ребенка. Необходимо запрещать те действия малыша, которые могут повредить его здоровью или несут угрозу его жизни.
- Физическая и личная безопасность других людей. Под запретом здесь те действия ребенка, которые угрожают жизни, здоровью или являются актом неуважения в отношении другого человека.
- Сохранность материальных, культурных и духовных ценностей. Необходимо запрещать ребенку любые разрушающие действия в отношении природной и культурной среды.
Требований тоже должно быть немного, и они должны соотноситься с возрастом, индивидуальными особенностями ребенка и с вашими воспитательными ценностями.
Как правильно выдвигать свои требования и запреты, чтобы они были услышаны и приняты к действию детьми? Необходимо следовать следующим правилам:
1. Не давайте косвенных, уклончивых указаний, пусть они будут ясными и прямыми. Ребенок сразу ясно понимает, что вы требуете от него именно послушания. Пример: прямое – «Сядь здесь», непрямое – «Не хотел ли бы ты здесь присесть?»
2. Давайте отдельные и короткие указания, не давайте составных и сложных указаний. Ребенку проще следовать коротким, нежели огромным требованиям, которые могут казаться невыполнимыми. Пример: Короткое – «Положи книжки на полку». Сложное – «Уберись в своей комнате.»
3. Давайте позитивные указания. Говорите ребенку, что ему делать, а не что ему не делать. Дети с негативизмом, настроенные оппозиционно по отношению к родителям, противятся указаниям, начинающимся с «прекрати», «не». Пример: негативное – «Прекрати качаться на стуле», позитивное – «Слезь со стула и подойди ко мне.»
4. Давайте конкретные указания. Не давайте смутных и неясных указаний. Это позволяет ребенку понимать, что от него в точности ожидают, убирает замешательство и путаницу. Пример: смутное – «Веди себя прилично», конкретное – «Пожалуйста, говори тише.»
5. Используйте нейтральный тон голоса, не умоляйте и не кричите. Это делает общение между вами и ребенком более приятным. Пример: «Немедленно встань рядом со мной!!!» или «Ну, пожалуйста, мой хороший, подойди к мамочке», нейтральное – «Пожалуйста, подойди и встань рядом со мной.»
6. Будьте вежливы и проявляйте уважение, продолжая при этом давать ясные и последовательные указания. Это с меньшей вероятностью вызовет непослушание у ребенка, настроенного по отношению к вам оппозиционно. Пример: «Передай мне соль, пожалуйста.»
7. Используйте директивные указания только в том случае, если вы уверены, что ребенок сможет это выполнить. Нечестно будет наказывать за непослушание, если ребенок не в состоянии выполнить ваше требование. Пример: невыполнимое указание – «Нарисуй знак «стоп»», выполнимое указание – «Нарисуй картинку.»
8. Сделайте так, чтобы послушание и непослушание всегда приводило к одним и тем же последствиям. Это самый быстрый способ научить маленьких детей лучше слушаться. Послушание не должно восприниматься как подарок. Однако, его нужно отмечать. Также вы должны быть последовательны в обеспечении последствий того или иного плохого поведения ребенка. Оно всегда должно вызывать одни и те же ваши действия.
Обучение малышей послушанию – одна из важнейших задач воспитания. Но оно не должно сводиться к диктату и тирании, поскольку в ответ вы рискуете получить лишь ту или иную защитную форму детских капризов. Гораздо важнее владеть техникой целенаправленного анализа ситуаций, и в каждом конкретном случае бороться не с негативными проявлениями детской строптивости, а постараться уяснить причину и смысл происходящего. И в этом следует полагаться на любовь к малышу и интуицию, которые, предусмотрительно заложила в нас Природа.