Развитие речи ребенка –

ребенок понимает,

ребенок говорит.

Развитие активной речи ребенка невозможно без первого и очень важного шага: сначала он должен научиться понимать ее! :) Отсюда и вытекает непреодолимое желание научиться говорить самому. Первый словарный запас крохи и строится то - только на том базисе слов, которые он понимает из Вашей речи – иначе и быть не может.

Мы дадим Вам несколько простых, но действенных советов, как научить малыша понимать Ваши слова:

• Обращаясь к ребенку, произносите слова четко, неторопливо. Поймите - период понимания информации у ребенка более замедленный, чем у взрослого. Малыш физически не может воспринять быструю и невнятную речь. Сопровождайте свои фразы - действиями - тем самым позволяя малышу влиться в Ваш темп речи. Предложения делайте упрощенными - старайтесь их выстраивать из 2-3 слов.

• Конечно же, Ваши слова должны быть подтверждены наглядной ситуацией – в этот же момент, то есть синхронно. Если Вы играете, то, наглядная ситуация показывается медленно, неторопливо (вспомните предыдущий пункт), своевременно совпадает в Вашими комментариями. Например, Вы говорите: «Ляля едет на лошадке! (Показ действия в течение полуминуты и сопровождается «стуком копыт» - производимым Вами - Цок, цок, цок!) Ляля бух! Упала! (Показ). Ляля встала, отряхнулась, села на лошадку (Показ). Ляля поехала (Показ). Цок! Цок!»

• Внимательно смотрите и замечайте ситуации, когда ребенок с увлечением за чем то наблюдает,  чем-то живо интересуется. Всегда поддерживайте их словом. Например, такое часто бывает на прогулке: летит самолет, малыш слышит громкий шум – укажите на небо, обратитесь к малышу: «Смотри, самолет летит! Шумит! Как он шумит?». Или: «Птичка в луже купается! А как птичка поет?»

• Всегда поясняйте свои действия, для чего, зачем они совершаются. Мотивируйте ребенка на них. Например, в режимных моментах: «Бери ложку – пора кушать кашу!». Или: «Давай мыть ручки – ручки будут чистыми».

• Проводите параллель между полными словами и лепетными. А это: собака – ав-ав! Киса – Мяу! Кукла – Ляля и так далее… Малыш будет воспринимать последние как показания к действию – и быстрее заговорит. Но если он уже хорошо выговаривает лепетные слова – то не нужно на них зацикливаться, необходимо своевременно начать переход на «следующий уровень», то есть переучать кроху на выговаривание полных слов. Это нужно делать плавно и постепенно – чувствуя возможности ребенка.

• Чаще создавайте ситуации живого интереса ребенка к происходящему – тут пригодятся разнообразные наглядные средства: картинки, книги, игрушки. Показывайте их в замедленном темпе, комментируя детали в процессе демонстрации. Ставьте ударение именно на результате действий.

• Интригуют малышей и «сюрпризные» моменты, к примеру, внезапное появление игрушки, непредсказуемый поворот сюжета игры, сказки. Все действия должны быть синхронны Вашим словам. Наблюдайте за малышом: если он недопонимает, нужно повторять, причем более доступными методами (тот же порядок действий, но медленнее; слова произносим четче).

•  Активизируйте ребенка в разговоре, втягивайте его в совместную беседу, задавайте вопросы, например: «где собачка?», «Что она делает?». Если он говорит, но результат Вас не устраивает, ни в коем случае - не критикуйте его. Дорогу осилит идущий. А Вы пока в самом начале пути.

• Будьте искренни с ребенком, проявляйте неподдельный интерес к совместным занятиям, не скрывайте эмоций. Использование жестов и мимики играет особую, очень важную роль в становлении речи ребенка – ведь язык эмоций, по сути – язык детства, пусть он будет первым опытом в доречевом общении малыша.

Самое важное правило эффективного общения с ребенком:

Разговаривайте с малышом так, чтобы он не просто понимал Вас, но и радовался своему самовыражению. Налаживая контакт с детьми – не стесняйтесь сами становиться ребенком, общайтесь на равных, глаза в глаза – причем на уровне глаз ребенка! Ребенку будет легче Вам довериться, откликнуться навстречу Вам, проявить свою природную любознательность. Ему будет с Вами еще спокойнее и уютнее, если Вы научитесь по-настоящему весело играть с ним, будете заразительно смеяться, шалить, подбадривать его первые шаги. Цените эти счастливые моменты – потом, когда Ваш кроха повзрослеет, Вы их будете с большим наслаждением вспоминать!

Малыши имеют исключительную способность удивляться и радоваться всему, что их окружает, видят чудесное в обыденном, видят красоту там, где мы и не догадываемся ее искать. От отношений ребенка и матери – напрямую зависит его основополающее доверие к окружающему миру, уверенность в себе. Чему же учится из общения с Вами малыш? Только ли пониманию звуков, слов, речи, только ли их воспроизведению? Нет, он учится любить и быть любимым, он учится позитивному открытому отношению к окружающему миру.

© CopyRight ЦДиК №9 Cоздание сайта: ООО «Меридиан»

Наши координаты:

юр.адрес: г. Красноярск, пр. Мира, 46-48, т. 8(391) 273-73-37

факт.адрес: г. Красноярск, ул. Д. Мартынова, 26 т. 8(391) 200-14-24

cnt.sputnik.ru