Способы формирования у ребенка старшего дошкольного возраста зрительно-пространственных представлений

 

Учитель-дефектолог

Кошубаро А.И.

 

Важнейшим  показателем   развития ребенка и готовности его к школьному обучению является уровень  сформированности зрительно-пространственных представлений, понимание им значений предлогов, обозначающих расположение предметов в пространстве по отношению друг к другу.  В процессе развития речи ребенком усваиваютмя такие предлоги как В НА ПОД ЗА. Поэтому работа начинается с простых предлогов В, НА, ПОД с ярко выраженным конкретным значением, а позднее - предлоги НАД, ИЗ, ОКОЛО, ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ПО и др. При этом необходимо учитывать, что с предлогами употребляются следующие падежные формы: Каждый предлог сначала отрабатывается отдельно от других предлогов. Работа над предлогом проводится в двух направлениях:

1. Над уточнением его конкретного значения

2. Над падежной формой существительного, с которым он употребляется.

Значение предлога уточняется с помощью графической схемы (рис.). Например:

 

После изолированной работы над отдельными предлогами проводятся упражнения, направленные  на различение нескольких предлогов.

Начинать следует с наиболее простые  (например: НА, ПОД), обозначающие место действия. Эти предлоги в развитии речи появляются в числе первых. Кроме того, они являются обиходными, легко моделируются в процессе наглядной демонстрации.

Работа над предлогами проводится поэтапно. Сначала уточняется понимание детьми пространственного расположения предметов, выраженного данными предлогами.

Например:

1. Взрослый  дает детям «усеченное» задание:

- Положи кружок... стол, а грибок... стул.

И спрашивает:

- Понятно, как надо выполнить действия? А теперь послушайте ещё раз: «положи кружок на стол, а грибок под стул. - Одинаковые или разные действия с предметами нужно выполнить? Чем они отличаются?

Таким образом, взрослый учит детей различатьзадания, вслушиваться в речевую инструкцию, удерживать в памяти её последовательность.

2. Постепенно задания усложняются: в ряду «маленьких слов» надо выделить, например, слова ПОД или НА. Услышав их, например, в ряду: на, из, под, на, около, между, над, на, ребенок должен хлопнуть в ладоши.

На этом этапе происходит ориентация на признаки звукового образа предлога.

3. На следующем этапе детям предлагается задание на понимание обобщенного значения предлогов НА, ПОД: Книга лежит на столе. А где ещё может лежать книга? ( На стуле, на окне, на полке и т.д.) Мяч упал под стол. Куда он ещё может закатиться? (под шкаф, под кровать, под скамейку и т.д.).

При этом, взрослому необходимо голосом выделять предлог и изменяемое окончание.

После обучающего момента в занятия обязательно включаются упражнения на закрепления правильного и сознательного употребления в речи предложных конструкций, составление предложений по демонстрации или по аналогии. Широко используются при этом подстановочные упражнения. Например, детям нужно вставить пропущенный предлог.

Правильность усвоения навыка контролируется заданиями на выбор предлога, соответствующего заданной ситуации, например: Яблоки лежат ПОД столе, кошка сидит НА столом. Какие «маленькие» слова надо изменить?

а) Взрослый предлагает ребенку ответить на вопросы по сюжетам картин или демонстрируемым действиям. Вопросы можно задавать вразбивку таким образом, чтобы ответ содержал разные падежные формы одного и того же слова.

- Куда я положила карандаш? (в пенал).

-Откуда я достала карандаш? (из пенала).

И т.д.

б) Взрослый предлагает ребенку самостоятельно составить предложение по картинке.

Например:

- Чашка стоит на столе.

- Мяч перелетает через забор.

- Собака залезла в конуру.

- По дороге едет машина.

- У стола нет ножки.

в) Взрослый произносит предложение по сюжетной картинке, намеренно неправильно используя предлог. Ребенку необходимо найти ошибку и исправить её.

- Самолет летит под небу.

- За угла выбежала собака.

- Над столе стоит стакан.

И т.д

(Более сложный вариант - в предложении неправильно используется и предлог и флексия.)

г) Следующий прием: подстановка ребенком недостающего предлога в данное предложение. Нужный предлог может отсутствовать, или ребенку приходится выбирать его среди других предлогов.

- Лампа висит... столом.

- Коза стоит... забора.

- Ворона слетела... дерева.

Осознанное употребление предложных конструкций помогает вырабатывать у детей языковое чутьё и явление переноса. Если ребенок уже в дошкольном возрасте сможет на наглядном материале, используя помощь взрослого, разобраться во всех этих непростых для него вещах, то это убережет его от очень многих  школьных проблем.

Литература

1. Семаго Н.Я. Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы. Дефектология, №1., 2000.
2. Степанова О.А. Методическое пособие. Профилактика школьных трудностей. М., 2003г
3. Павлова Т.А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников, М., Школьная пресса, 2004г.

 

 

 

 

Наши координаты:

Юридический адрес: г. Красноярск, ул. Маерчака, 34, т. 8(391) 200-10-52

Фактический адрес: г. Красноярск, ул. Маерчака, 34, т. 8(391) 200-14-24

Кто на сайте?

Сейчас на сайте 575 гостей и нет пользователей

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.

© 2016, МБУ ЦППМиСП № 9 г. Красноярск.  Cоздание сайта: ООО «Меридиан»