Что мы знаем об интонации?
Учитель-логопед В.Ф. Дзисюк
Ребёнок попадает в школу с 6–7 лет. С первых же занятий становятся слышны примитивные речевые конструкции одних детей и образная эмоциональная речь других. Корни этого явления, конечно, в семье. К сожалению, большинство родителей не имеют возможности, умения да и желания заниматься развитием речи своих детей. Поэтому начинать работать над выразительностью речи нужно в детском саду и продолжать в школе.
Умение выразительно говорить и читать формируется у учащихся в течение всего начального обучения. Именно в этом возрасте детям свойственны и эмоциональная открытость и острота эмоционального восприятия. Работа с учащимися начальных классов показала, что многие из них имеют недостатки в произношении, речь невнятна и даже монотонна. При чтении художественного текста или предложения наблюдается целый ряд недочётов: пропуск букв, искажения, смешения и замены, обусловленные акустико-артикуляционным сходством звуков и т.д. А читать выразительно умеет далеко не каждый ученик! Слова “глотают”, торопятся, речь неэмоциональная, дыхание сбивчивое, поверхностное, логическое ударение ставят неверно. В школе на изучение таких разделов, как: “Фонетика”, “Орфоэпия”, “Культура устной речи” отводится довольно мало времени по сравнению с другими разделами языкознания. Причина этого заключается в том, что многие педагоги недооценивают устную речь по сравнению с письменной, относятся к ней, образно говоря, как к падчерице. Это невнимание к культуре устной речи, правилам произношения и ударения привело к тому, что большая часть нашего общества не умеет правильно и красиво говорить. На улице, в транспорте, по радио и телевидению мы часто слышим грубую речь с вульгарной интонацией, неряшливым произношением, массой неправильных ударений и речевых ошибок. Откуда же детям брать пример для подражания?!