Нарушение письма или что такое дисграфия?
Письмо - это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс.
Дисграфия - это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма.
- Артикуляторно-акустическая форма дисграфии.
Замена: Р-Л, С-Ш, Ж-З
Рак – лак стол – штол жук – зук
ковёр – ковёл скала – шкала кожа - коза
берёза – белёза каска – кашка дождь – доздь
щенок – ченок тетрадь – чечрачь цыплёнок – сыплёнок
рукавицы – рукавиты бублик – пуплик (публик, буплик)
Причиной возникновения этого вида нарушений является неправильное произношение звуков речи. Ребенок пишет слова так, как их произносит, то есть отражает своё дефектное произношение на письме.
- Акустическая форма дисграфии.
Смешиваются буквы
- обозначающие звонкие - глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.),
- свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.),
- аффрикаты и компоненты (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.).
Так же проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: "писмо", "лубит", "больит" и т.д.
Причиной возникновения этого вида является нарушение дифференциации, распознавания близких звуков речи.
Парные звонкие – глухие согласные:
3 - С - «кослик», «вазилёк», «привосит», «река узнула, как в зказке», «звою сумку», «саснуть».
Б - П - «попеда», «бодарил», «просают», «пельё», «балатка», «польшие».
Ж - Ш - «шдёт», «ужибла», «кружился снешок», «жумно», «жишки», «ложадь», «весело шушшали шуки...».
Г - К — «долко», «клавный», «досга», «кокда», «собага», «груглый», «уколок».
В - Ф — «портвель», «ворточка», «картовель», «вавли», «фьюга», «ковта».
Д - Т — «тавно», «сыдый», «деди», «дрещат», «медёт вьюга», «втрук», «ситит», «блетный», «допетое бревно», «итут домой». Лабиализованные гласные:
О - У — «звенит рочей», «по хрупкумульду», «сизый голобь», «дедошка».
Ё - Ю — «клёква», «лёбит», «замюрзли», «тюплый», «салёт», «самолют», «перелютные птицы», «висело ружью» Африкаты: Ч — Щ — «стущал», «роча», «хичный», «чепки», «пича», «щасто». ц _ Ч-Ц - «сквореч», «граци», «чапля», «процитал», «цястый».
Ч - Т — «черчит», «утитель», «Жутька», «вместе играч»,
Ц - Т — девотька». «пцицы», «цвецет», «Пеця»...
Ц - С — «рельцы», «куриса», «улиса»...
- Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи. Для нее наиболее характерны следующие ошибки:
- пропуски букв и слогов;
- перестановка букв и (или) слогов;
- недописывание слов;
- написание лишних букв в слове (бывает, когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго "поет звук");
- повторение букв и (или) слогов;
. контоминация - в одном слове слоги разных слов;
- слитное написание предлогов, раздельное написание приставок ("настоле", "на ступила").
Причина ее возникновения — затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки.
- Аграмматическая дисграфия.
Причина недоразвитие грамматического строя речи.
Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовать слова между собой
- Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики ("красивый сумка", "веселые день").
- Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.
- Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже овладевший грамотой, "вплотную" приступает к изучению грамматических правил. И здесь вдруг обнаруживается, что он никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам.
- Оптическая дисграфия.
Причина возникновения - несформированность зрительно-пространственных функций и зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов ("палочки", "овалы") и нескольких "специфичных" элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки: и, ш, ц, щ; б, в, д, у...
Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.
Проявляется в заменах и искажениях на письме графически сходных рукописных букв (и-ш, п-т, т-ш, в-д, б-д, л-м, э-с и др.). Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме: - недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж и т.д.;
- добавление лишних элементов;
- пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент;
- зеркальное написание букв.
На что нужно обратить особое внимание:
- Если ребенок левша.
- Если он - переученный правша.
- Если ребенок посещал логопедическую группу.
- Если в семье говорят на двух или более языках.
- Если ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии.) Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.
- Если у ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.
- Смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.
- Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лека (река), суба (шуба).
- При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня (дыня), клёква (клюква).
- Пропуски букв, слогов, недописывание слов. Например: прта - парта, моко - молоко, весёлы (весёлый). Несколько советов родителям и воспитателям ГПД: 1. Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.
- Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.
- Хвалите ребенка за каждый достигнутый успех. В раннем возрасте еще возможно повлиять на формирование навыка письма с помощью подходящего пишущего инструмента
Учитель-логопед МБУ ЦППМиСП № 9
Дзисюк Виктория Фаритовна