Уважаемые гости, мы рады приветствовать вас!

Новости МБУ ЦППМиСП № 9


Педагог-психолог Трофименко Г.С.

В последнее время стало привлекать огромное внимание всех уровней социальных, медицинских, правовых и т.д. служб большой процент наличия среди детского населения такого явления как суицид, относительно которого достаточно сложно определить область конкретного влияния, в состав которого входит семья, общество, круг общения, разные социальные институты и т.д.

По данным государственной статистики, число совершенных суицидов среди несовершеннолетних в Красноярском крае не снижается, а увеличивается. Завершенные суициды чаще всего отмечаются в возрастной категории от 15 до 18 лет (79-94%). В возрасте до 14 лет суициды в основном совершаются мальчиками, в подростковом возрасте соотношение между девушками и юношами ближе 1:1. Суицидальные попытки преимущественно совершаются подростками из неполных семей и оставшимися без попечения родителей (70%), возрастной категории 15-18 лет, по половому признаку преобладают девушки (65%). Чаще всего причинами суицидального поведения становятся конфликты в группе сверстников (47%), конфликты в семье (29%), неразделенная любовь (6%).

В данном случае образовательное пространство может являться одновременно и дестабилизирующим фактором, и средой «реанимации», при своевременном создании благоприятных условий для реабилитации личности. В связи с этим необходимо отработать систему четко спланированных действий всех субъектов образовательной среды за счет имеющихся в ней ресурсов. Обратимся к некоторым аспектам идентификации суицидальных намерений среди несовершеннолетних и ответим на несколько вопросов.

Кто и почему совершает самоубийство?

На данный период времени существует три подхода к категории совершающих самоубийство, включающих людей абсолютно здоровых психически, заканчивая людьми с психическими расстройствами, что говорит о том, что возможность самоубийства не связана только с наличием психических нарушений (по типу медицинского подхода). Соответственно, актуальнее ответить на вопрос, почему личность совершает суицид. Выделим три категории факторов: социум, семья, личность, которые включают в себя

  • Размытость, нечеткость границ дозволенного и недозволенного, смещение ценностных ориентиров в обществе
  • Рост агрессии, враждебности, преступности
  • Размытость и прерванность передачи нравственных ценностей, смещение воспитания ребенка на его обеспечение
  • Рост внутрисемейной агрессии (различные формы насилия)
  • Размытость границ «Я», что Я из себя представляю, кто Я в этой семье, в этом обществе.
  • Рост агрессивных и аутоагрессивных форм поведения

Что мы относим к суицидальному поведению?

Прямое суицидальное поведение — суицидальные мысли, суицидальные попытки и завершённые суициды.

Непрямое суицидальное поведение — подросток бессознательно подвергает себя риску, опасному для жизни, не имея при этом желания умереть (алкогольные эксцессы и злоупотребление психоактивными веществами, злостное курение, переедание, голодание, злостные нарушения правил уличного движения, пренебрежение своим здоровьем, стремление подвергаться хирургическим вмешательствам, делинквентное поведение, некоторые экстремальные виды спорта).

Что является причиной?

Наиболее часто встречаемые причины определяются в возрастных рамках следующим образом:

Дети: ссоры в семье, агрессивное, негативное отношение родителей к ребенку

Подростки: конфликты внешние и внутренние

Юноши и девушки: разрывы отношений с партнером

Как уже было сказано ранее, наибольший процент самоубийств зафиксирован на подростковом возрасте. Соответственно, появляется еще один вопрос, чем объясняется частота подростковых суицидов?

Спецификой подросткового возраста является повышенная сензитивность, совпадающая с периодом неопределенности и вхождения во взрослую жизнь. Зачастую это способствуют тому, что в кризисной ситуации подросток может выбирать добровольный уход из жизни как наиболее «легкий» способ ее разрешения. Кроме того, подростковый возраст характеризуется становлением идентичности личности в результате кризиса возраста, решением которого должна стать достигнутая идентичность при положительном проживании кризиса, или диффузная идентичность как результата потери своего Я.

Как происходит развитие суицидальности?

  • Пассивные суицидальные мысли характеризуются представлениями, фантазиями на тему смерти без конкретизации в плане лишения себя жизни.
  • Суицидальные замыслы – разработка плана по реализации суицида. Суицидальные переживания + аффективная напряженность.
  • Суицидальные намерения – принятие решения о самоубийстве. Что предполагает присоединение к замыслу волевого компонента.

Первая стадия - стадия вопросов о смерти и смысле жизни. Прежде чем совершить суицидальное действие в большинстве случаев наблюдается период, который характеризуется снижением адаптационных способностей (это может проявляться в снижении успеваемости, уровня интересов, ограничении общения, повышенной раздражительности, эмоциональной неустойчивости и т.д.). В этот период формируются суицидальные мысли, которые могут проявляться в виде заявлений о том, что «надоела такая жизнь», «вот бы уснуть и не проснуться», возникновением интереса к проблемам жизни и смерти и т.д. На этой стадии у подростка возникают пассивные мысли о лишении себя жизни, самоубийстве. Эта стадия также характеризуется представлениями, фантазиями и размышлениями о своей смерти, но не на тему лишения себя жизни. Примером являются высказывания типа: «Чем так жить, лучше умереть», «Хочется уснуть и не проснуться» и т. д. По данным исследований самоубийств среди подростков аналогичные высказывания имели место в 75 % случаев попыток самоубийств, суицидов. При этом значение таких высказываний недооценивается или воспринимается в демонстративно-шантажном аспекте. Почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе, дает понять окружающим о своем намерении. Самоубийства, часто, не возникают внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации. Среди тех, кто намерился совершить суицид, от 70 до 75 % тем или иным образом раскрывают свои стремления. Иногда это будут едва уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Очень важно, что большинство тех, кто совершает самоубийства, ищут возможности высказаться и быть выслушанными. Однако очень часто они не встречают человека, который их выслушает.

Вторая стадия - это суицидальные замыслы. Это активная форма проявления желания покончить с собой, она сопровождается разработкой плана реализации суицидальных замыслов, продумываются способы, время и место совершения самоубийства. У подростков отмечаются высказывания о своих намерениях.

Третья стадия - суицидальные намерения и собственно суицидальная попытка. Происходит присоединение к замыслу о суициде сформированного решения (установки) и волевого компонента, побуждающего к непосредственному осуществлению внешних форм суицидальных поведенческих актов.

Типы суицидальных намерений.

  1. Протестные формы отражают агрессивную позицию суицидента, Это выражение противодействия к конфликтной ситуации или к враждебному окружению при невозможности ее (его) изменения. Месть – это конкретная форма протеста, когда гетероагрессию нельзя реализовать. (Сын, незаслуженно оскорбленный отцом, в гневе порезал себе вены на предплечье. Здесь звучит и протест против отца, и элементы мести, поскольку он знал реакцию матери).
  2. Суицидальное поведение по типу «призыва» отражает пассивную реакцию личности с целью привлечения внимания к ситуации и возможности получения помощи для ее изменения. (Подросток, уставший от завышенных претензий и притязаний матери, от постоянных переводов в другие школы с более высококачественным уровнем обучения, с суицидальной целью выпил горсть таблеток, которые нашел дома в аптечке).
  3. При суицидах «избежания» наказания или страдания) речь идет также о пассивной реакции личности в ответ на угрозу своему социальному, личностному или биологическому существованию. Смысл суицида сводится к избежанию угрозы путем самоустранения. Это могут быть суициды с целью избежать физических страданий, в виде страха перед уголовной ответственностью, у молодежи нередко в виде страха перед наказанием.
  4. Суицид по типу самонаказания является протестом против себя и является, по существу, самообвинением. Диалог с самим собой идет по пути гиперболизации, выявленных у себя отрицательных качеств, поступков и пр. Это самообвинение нередко выявляется в рамках депрессивных переживаний, угрызений совести, чувстве греховности, при совершении непростительных поступков, когда суицидент осознает их отрицательную моральную сторону.
  5. При суицидах в форме отказа цель суицида и мотив совпадают, поскольку и цель и мотив направлены на лишение себя жизни. Это также относится к протесту против себя, но в виде неудовлетворенности итогами своей жизни и пессимистические оценкой реальных перспектив существования. Диалог с самим собой в плане сравнения положительных и отрицательных моментов продолжения жизнедеятельности, по поводу своего места и роли в жизни не снимает конфликта между потребностями и достигнутыми целями. Суицид выступает как следствие отрицательного баланса.

Как мы узнаем о суицидальных намерениях?

Можно выделить четыре вида информирования о суициде:

  • Прямое устное сообщение, когда человек открыто выражает свои мысли или планы в отношении суицида. Сообщение друзьям о принятии решения о самоубийстве.
  • Косвенное устное сообщение, в котором подростки не так явно делятся своими мыслями (например, «Я так больше не могу», «Было бы лучше умереть», «Не хочу больше жить», «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться», «Мне нельзя помочь»).
  • Прямое невербальное информирование (например, приобретение и взятие из дома лекарств).
  • Косвенное невербальное сообщение (например, внезапное, без видимой причины завершение планов, раздача любимых предметов, помещение своей фотографии в черную рамку, фиксация на теме смерти в литературе и живописи, частые разговоры об этом, сбор информации о способах суицида и их соотношение.

Учитывая, что развитие суицидальных тенденций часто связано с депрессией, необходимо обращать внимание на ее типичные симптомы, о которых могут отследить учителя, родители.

  • Часто грустное настроение, периодический плач.
  • Безнадежность и беспомощность.
  • Снижение интересов к деятельности или снижение удовольствия от деятельности, которая раньше ребенку нравилась.
  • Поглощенность темой смерти.
  • Постоянная скука.
  • Социальная изоляция и сложности во взаимоотношениях.
  • Пропуск школы или плохая успеваемость.
  • Деструктивное поведение.
  • Низкая самооценка и чувство вины.
  • Повышенная чувствительность к отвержению и неудачам.
  • Повышенная раздражительность, гневливость или враждебность.
  • Жалобы на физическую боль, например, боль в желудке или головную боль.
  • Сложности концентрации.
  • Значительные изменения сна и аппетита.
  • Не все из перечисленных симптомов могут присутствовать одновременно. Однако наличие двух или трех поведенческих признаков указывает, что у ребенка может быть депрессия, и ему нужна помощь специалиста.

Кроме того очень важно отделить симптомы от защитных (антисуицидальных) факторов личности, которые говорят об отсутствии твердого намерения уйти из жизни:

  • Поддержка семьи, друзей, других важных в жизни человека людей.
  • Религиозные, культурные и этнические ценности.
  • Приносящая удовлетворение жизнь в обществе, школьном коллективе.
  • Социальная интеграция, например, через учебную деятельность, конструктивное использование досуга.
  • Интенсивная эмоциональная привязанность к значимым близким.
  • Выраженное чувство долга, обязательность.
  • Концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического страдания или ущерба.
  • Зависимость от общественного мнения и избежание осуждения со стороны окружающих; представления о позорности, греховности суицида.
  • Представление о неиспользованных жизненных возможностях.
  • Наличие творческих планов, тенденций, замыслов.
  • Наличие эстетических критериев в мышлении (нежелание выглядеть некрасивым даже после смерти).

Остался самый важный вопрос – что делать?

В первую очередь, необходимо провести оценку суицидального поведения. Каждая оценка должна включать в себя:

- проверку имеющих отношение к суициду факторов риска;

*выяснение наличия конфликтных ситуаций

- историю проявлений суицидального поведения;

- неизменяемые биологические, психосоциальные, психические, ситуативные условия, или состояние здоровья;

- степень проявления текущих суицидальных симптомов, включая уровень ощущения безнадежности;

- внезапные сильные факторы стресса;

- уровень импульсивности и самоконтроля;

- защитные факторы (антисуицидальные факторы)

*оценка наличия антисуицидальных факторов.

Если Вы заметили проявления суицидальных наклонностей у ребенка, необходимо обратиться к специалистам Краевого психоневрологического диспансера или позвонить по телефонам:

Единый Всероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей 8-800-2000-122

Телефон экстренной психологической помощи 221-11-77

Телефон психологической помощи 211-56-42

Служба “Телефон доверия”  244-18-68

“Телефон доверия”  225-47-03

Наши координаты:

Юридический адрес: г. Красноярск, ул. Маерчака, 34, т. 8(391) 200-10-52

Фактический адрес: г. Красноярск, ул. Маерчака, 34, т. 8(391) 200-14-24

Кто на сайте?

Сейчас на сайте 411 гостей и нет пользователей

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.

© 2016, МБУ ЦППМиСП № 9 г. Красноярск.  Cоздание сайта: ООО «Меридиан»