Уважаемые гости, мы рады приветствовать вас!

Новости МБУ ЦППМиСП № 9


Развитие речи у самых маленьких. Рекомендации родителям.

Развитие речи у ребенка - исключительно важный процесс, отнимающий значительную часть ресурсов мозга ребенка. Развитие речи тесно связано с развитием мышления. Встав на 2 ноги, научившись ходить, ребенок начинает интенсивнее интересоваться окружающей его обстановкой. Мозг, выполнив задачу освоения ходьбы, освобождает место для новых задач, связанных с более детальным изучением мира вокруг.

Мышление начинает систематизировать, дифференцировать, сравнивать. Позже - искать всему этому объяснения. Хорошей подмогой в этой работе мозга становятся названия предметов, явлений и действий. Они обозначают предмет и снижают риск запутаться или перепутать две схоже вещи - например ложку и поварешку. Таким образом для ребенка, который учится говорить невозможно разделить по степени важности сам практический опыт и развитие речи. Чтобы было слово, нужно чтобы было видно и то, что это слово значит. "Дождь" для ребенка, который не видел дождь  - лишь звуки.  Однако, если ребенок знает, что "идет дождь", мышление начинает свои работу: анализирует и делает выводы. Т. е развивать речь ребенка безусловно нужно одновременно с расширением его опыта.

Вот основные направления для работы с ребенком при развитии речи:

  • Расширение опыта
  • Работа над пониманием речи
  • Работа над мотивацией к речи
  • Работа над произношением
  • Расширение опыта

Выберите несколько маршрутов прогулок, сделайте их узнаваемыми для ребенка, рассказывайте во время прогулок обо всем, что видите и что происходит. Однако если видите, что ребенок устал и не слушает, дайте ему отдохнуть в тишине, пусть сам посмотрит на происходящее, возможно у него возникнут некоторые вопросы. Иногда именно избыток информации может тормозить желание ребенка самому чем-то заинтересоваться  Главное здесь не переусердствовать и соблюсти баланс - информации должно быть столько, сколько он может воспринять. Со временем места прогулок станут привычными, и ребенок сам начнет называть то, что вы видите. Теперь вы можете задать несколько вопросов. (А это дерево высокое? А где куст шиповника? А что это за здание?)

Больше трогайте разные по типу поверхности. Называйте названия этих поверхностей ребёнку. Описывайте их характеристики (шершавая, гладкая, твёрдая, мягкая)

Больше слушайте разные звуки. Песни, гаммы, звуки природы. Предлагайте ребёнку повторять эти звуки

Больше смотрите и наблюдайте вместе с ребёнком. Что это за дерево? А что там на небе? А что там вдалеке? Давай рассмотрим этот листик, что ты видишь? Посмотри, это звёзды, а это луна и т.п.

Развивайте мелкую моторику ребенка. Как ни странно, она неразрывно связанна с речью.   Чем больше ребенок работает пальчиками, тем лучше это для развития речи. Пусть ребенок под вашим присмотром поиграет в  конструкторы с мелкими деталями. Дайте ему миску с фасолью или горохом - пусть перекладывает их из одной миски в другую. Попробуйте первые мозайки.  Пусть потренируется брать бусинки и нанизывать их на шнурок. Используйте игры-шнуровки. Применяйте пальчиковые игры

Посещение зоопарков, музеев, парков и  других  мест будет рождать все новый опыт, а это ребенку поможет видеть  все новые ситуации,  которые мозг будет обрабатывать с большей эффективностью, если всему этому будет дано название. Ребенок скорее запомнит, что обезьяны любят бананы, если увидит обезьянку, которая сидит на ветку и чистит банан, нежели сначала увидит картинку или фильм об этом. А вот после, уже по книжке, можно закрепить полученные знания о животных. Живые примеры в зоопарке и яркие эмоции, которые ребенок получает от увиденного заставляют память работать лучше в том числе и на запоминание речи.

Читайте книги и рассматривайте картинки вместе с ребенком. Пусть покажет человека, который идет, мальчика, который пишет, картинку, где светит солнце. Пусть назовёт то, что он видит на картинке

Время от времени повторяйте несложные стихи, скоро ребенок начнет повторять, потом говорить за вас несколько слов из стихотворения - сначала рифмующиеся, затем другие.

Пойте и ставьте ребенку песни с понятными словами

Работа над пониманием речи

  • Как можно больше разговаривайте с ребёнком. Сопровождайте свои фразы жестикуляцией
  • Рассказывайте о том, что вы сейчас делаете
  • Называйте предметы. Называйте имена людей
  • Пойте, читайте стихи и книжки, комментируйте картинки
  • Считайте игрушки, дома, людей
  • Чаще спрашивайте мнение ребёнка
  • Озвучивайте чувства ребенка если вы точно знаете, что именно он сейчас чувствует ("Ты расстроился", "ты очень рад" и т.д)
  • Спрашивайте у ребенка о том, что он уже знает.

Работа над мотивацией к речи

  • Не спешите исполнять просьбу ребенка, подождите, может он попросит вас об этом словами (если вы знаете, что он может сказать нужное слово, "помоги", "нарисуй", "книжка" и т. п.)
  • Давайте положительную обратную связь, когда ребёнок пробует использовать речь
  • Если какое-то слово ребенок произнес особенно четко, предложиите дополнительно поиграть в игры со словами, раз у него так хорошо получается
  • Одобряйте любые попытки что-то сказать, даже если это у него не очень получается
  • Разговаривайте больше сами

Работа над произношением

  • Играйте в "Попугайчика": Вы говорите слоги, ребенок повторяет. Начинайте с одного слога (па, та, ба). Затем соедините два слога (папа, пата, паба, баба). Это необязательно должны быть значимые слова, главное, чтобы слоги различались минимально -одним звуком. Переходите с более сложным сочетаниям тогда, когда ребенок уже освоился с простыми. Более сложные: папаба, папабу, пабабу.
  • Произносить длинные слова легче если их разделить на слоги. Можно тренироваться с картинками: Разрежьте картинку с изображением на 2-3-4 части (по количеству слогов). Получится пазл. Например, рисунок с коровой  разрежьте на 3 части и собирайте картинку коровы, произнося каждый слог по очереди. (кладете первую часть "-ко", вторую "-ро", третью "-ва")
  • Тренируйтесь произносить слова, сначала простые, затем сложные
  • Произносите чистоговорки, стихи, просите ребенка повторять
  • Разговаривая с ребенком, говорите чётко, громко, внятно и не быстро
  • Читайте ребёнку как можно больше.

Наши координаты:

Юридический адрес: г. Красноярск, ул. Маерчака, 34, т. 8(391) 200-10-52

Фактический адрес: г. Красноярск, ул. Маерчака, 34, т. 8(391) 200-14-24

Кто на сайте?

Сейчас на сайте 71 гость и нет пользователей

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.

© 2016, МБУ ЦППМиСП № 9 г. Красноярск.  Cоздание сайта: ООО «Меридиан»