Что же считать выразительной речью?
Учитель-логопед В.Ф. Дзисюк
“Выразительность речи - умение внятно, убедительно и в тоже время по возможности сжато выражать свои мысли и чувства, умение владеть интонацией, выбором слов, построением предложений, подбором фактов, примеров действовать на слушателя и читателя” - писал Н.С. Рождественский*.
Интонация. Интонационная выразительность.
Большую роль в речи играет интонация, усиливающая значение слова. Иногда с её помощью можно придавать высказыванию смысл, противоположный тому, что выражает само слово.
Выразительность речи зависит также от правильного дыхания, звучного голоса, чёткой дикции, нормального темпа, соответствующего цели высказывания. Умение регулировать силу и высоту голоса способствует развитию его гибкости и подвижности. Постепенно формируется умение пользоваться разным темпом речи.
Интонация - явление сложное, целостное. Интонация – совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, которая определяется содержанием и целями высказывания. Она состоит из ряда компонентов: Компоненты интонации Характеристика
Ударение Языковое явление, в основе которого лежит интенсивность, сила звука. Для интонирования речи значимы словесное ударение (силовая и тональная вершина слова) и ударения смысловые: синтагматическое, фразовое, логическое.
Мелодика речи Тональный контур речи – модуляции высоты (повышение и понижение) основного тона голоса при произнесении высказывания.
Темп речи Скорость произношения речи, относительное ускорение или замедление отдельных её отрезков (звуков, слогов, слов, предложений и т. д.) зависит от стиля произношения, смысла речи, эмоционального состояния говорящего, эмоционального содержания высказывания.
Тембр Дополнительная окраска звучания, сообщающая речи различные эмоционально-экспрессивные оттенки голоса.
Пауза Интонационное средство, которое по акустическому выражению может быть действительным или мнимым (нулевым).Действительная пауза -это остановка, перерыв в звучании.
Именно интонация фактически организует устную речь в целом, в том числе и чтение. С её помощью предложениям придаётся значение вопроса, побуждения, просьбы, сообщения. Интонация позволяет передать эмоционально смысловые оттенки текста, выражая состояние, настроение автора (грусть, тревогу, радость...), его отношение к описываемому (ирония, уважение, гордость...). В трудах Н.И. Жинкина утверждается, что интонация присуща также письменной речи, т.е. читающий должен определить ту интонацию, которая вписана в текст сочинителя. Без этого невозможно верное прочтение и понимание текста.
Конечно, не все учащиеся начальной и даже средней школы справляются с этой работой, чаще они не умеют выразительно “читать” знаки препинания, передавать голосом смысловые отношения между частями предложения и текста, логическое и эмоциональное содержание читаемого.
Овладение интонационными средствами языка находится в тесном взаимодействии с общим развитием ребёнка.
Из всего вышесказанного следует, что интонационные структуры не являются чем-то врождённым, так как их возникновение и развитие обусловлены при непосредственном эмоциональном развитии, а формирование его средства начинается с эмоциональной интонации.