Первый месяц жизни ребенка - его называют периодом новорожденности - выделяют особо. Задача, стоящая перед родителями в этот период - адаптация малютки к окружающему миру, - важная и очень ответственная, потому что в это время полностью меняется характер жизнеобеспечения ребенка.
Не надо путать понятия "доношенный" и "физиологически зрелый". Ребенок может родиться доношенным (по срокам беременности), но при этом развитие функций его организма может не соответствовать возрасту. Первыми признаками физиологической зрелости малыша являются: установление нормальной температуры тела (пока только в прямой кишке), высокий тонус мышц-сгибателей (у незрелых детей отмечается пониженный мышечный тонус; ручки и ножки расслаблены); хорошо выражены хватательный рефлекс, подошвенный рефлекс, рефлекс ползания.
Развитие сенсомоторной сферы - основное условие развития восприятия окружающего мира и познавательной активности ребенка с самого рождения. Основная задача сенсомоторного развития - помочь ребенку повысить двигательную активность, накопить представления о фактуре, цвете, форме, величине предметов и т.д. Сенсорное развитие - основа ознакомления с окружающим миром с помощью органов чувств. Зрение, слух, осязание - это те "ворота", в которые входит информация извне. Это же и первостепенное условие развития (дозревания) мозга ребенка. Общение со взрослым - главная задача этого возраста.
Первый месяц жизни прошел. Малыш адаптировался к окружающему миру. У него сформировался суточный ритм жизни: сон - преимущественно ночью и бодрствование - днем. Дитя уже узнает ваши прикосновения, голос, эмоционально реагирует на "разговор" с ним.
Умения, наметившиеся в сенсорном, эмоциональном, речевом и двигательном развитии ребенка в период новорожденности, к концу второго месяца жизни малыша приобретут яркий и выразительный характер.
Родителям необходимо знать, что в раннем младенчестве даже здоровые малыши очень индивидуальны в своем росте и развитии. Одни "укладываются" в общепринятую схему показателей микропериода, другие - несколько отстают. Последним необходимо большее время для овладения навыками и соответственно необходим особый подход в организации занятий с таким ребенком.
Следует учитывать, что эмоциональное благополучие малютки во многом определяется общим самочувствием, физическим состоянием. Старайтесь исключить из жизни малыша дискомфорт (голод, холод, мокрые пеленки и т.п.). 2-3 раза в день (но не после кормления) кладите кроху на живот: ему необходимо "тренироваться" в подъеме и удерживании головки. Движения головки необходимы для развития анализаторов -зрения, слуха - "сбора" информации об окружающем мире. В ребенке самой природой заложены познавательные потребности в виде ориентировочных реакций. Ему необходимы ваши глаза, руки, прикосновение, улыбка, общение, разговор, эмоции.
Чаще играйте и разговаривайте со своим ребенком!