Дети и деньги
Бурученко Е.Э.
Вообще вы не должны делать этого. Хотя нечастые денежные вознаграждения могут побудить ребенка учиться лучше. Но у этой практики есть ряд недостатков. Во-первых, за ней часто кроется отсутствие уверенности родителей в том, что ребенок иначе и не может получить хорошую оценку. К тому же это зача¬стую говорит о том, что родители не уделяют достаточно вре¬мени выявлению причин плохой успеваемости. Еще один мо¬мент: данная практика основывается на принципе, будто день¬ги служат побуждающим фактором. Будто если ребенок поте¬ряет интерес к деньгам или наоборот, то потребует гораздо больше денег, чтобы у него появился стимул учиться. Деньги не должны заменять родительского участия. Если родитель уве¬рен, что деньги - это оптимальное вознаграждение, то оно дол¬жно сопровождаться похвалой: "Когда ты хорошо подумаешь над заданием, то у тебя все получается" или "Ты делаешь хорошее дело, трудясь над этим докладом".
Снижение успеваемости, плохие оценки в школе
Постепенное снижение (или резкое ухудшение) школьной успеваемости — это сигнал о наличии какой-то проблемы.
Депрессия, тревожность, употребление алкоголя и наркотиков или семейные конфликты — вот обычные причины.
Как нужно говорить
Когда оценки становятся ниже, то не предполагайте сразу, что ребенок ленится. Возможно, требования педагога для вашего ребенка слишком строгие. Поговорите с ребенком!
• "Тебе стало труднее учиться?"
• "Что изменилось, отчего тебе стало труднее получать хорошие оценки?"
• Постарайтесь разработать план действий: "Что ты мог бы сде¬лать, чтобы улучшить свои оценки? У тебя есть идеи?"
• Объясните ребенку, что оценки важны и что вы поможете ему стать более организованным и лучше готовиться к конт¬рольным. "Твоя оценка складывается из выполнения домаш¬него задания, из оценки за контрольную работу и из участия
на уроке. Контрольную ты написал хорошо, но я знаю, что ты иногда запаздываешь с домашним заданием. Именно на это нужно в первую очередь обратить внимание".
• Поставьте четкую цель. Говорить ребенку, чтобы он улучшил свои оценки, — это как-то непонятно. "Какие ты хочешь иметь оценки в табеле успеваемости в следующий раз?.. Я буду каж¬дый вечер проверять твои домашние задания и задавать тебе вопросы накануне контрольных. Что ты думаешь по этому по¬воду?"
• Предложите реалистичную ПОДДЕРЖКУ. "Я вижу, что твои оценки стали лучше. Вижу, что в этом году ты стараешься, и знаю, что когда ты уделяешь время тому, чтобы выучить мате¬риал, то получаешь оценки лучше".
• "Как ты думаешь, из-за чего ты плохо пишешь контрольные?" Дети, которые приписывают неудачу недостаточным способ¬ностям, считают, что стараться бессмысленно. Дети, которые относят неудачу к причинам иным, чем отсутствие способно¬стей (мало занимался и т. д.), обычно учатся лучше.
Как не нужно говорить
"Что мне с тобой делать? Неужели ты не хочешь добиться ус¬пеха в жизни?" Показывать свое разочарование нежелатель¬но. Лучше поискать проблемы, лежащие в основе плохой успеваемости, или хотя бы передать ребенку, что он в состоя¬нии приложить усилия.
"Ты можешь забыть о компьютерных играх, пока не улуч¬шишь свои оценки". Иногда бывает необходимо ограничить времяпрепровождение за телевизором и компьютерными иг¬рами. Если это так, то это должно быть не формой наказания, но скорее обычным устранением препятствий, мешающих ре¬бенку хорошо учиться. Лучше скажите: "Я заметил, что ты про¬водишь как минимум по три часа в день за телевизором и ком¬пьютерными играми. Это время тебе в основном надо отво¬дить урокам. С этого момента ты сможешь играть в компью¬терные игры только после того, как я проверю твое домашнее задание, а ты выучишь уроки. Самое важное для тебя — это как можно лучше учиться в школе".
"Ты что, тупой, или как?!" Подобное замечание не только не¬уместно и бесполезно, но и служит сигналом, что дома напря¬женная ситуация. Подстрекательные высказывания говорят о том, что хотя бы один из родителей несчастлив или обозлен и отыгрывается на ребенке. Честная самооценка может под¬сказать родителям, чтобы они в своей жизни что-то поменя¬ли или обратились за консультацией.
Платить ли ребенку за школьные оценки?
Выдача «зарплаты» ребенку опасна еще и тем, что через некоторое время ребенок может вообще перестать делать что-либо без материального вознаграждения. Ведь это же логично. Зачем делать бесплатно, если можно заработать. Поэтому, вступая с ребенком в товарно-денежные отношения, держите руку на пульсе и не перегибайте палку.
Четкие правила игры здесь необходимы. Ведь сегодня малыша устраивают пятьдесят копеек за вымытую посуду, а завтра и пяти рублей ему будет мало. Платить или не платить за оценки? Тут опасность такая же. Ведь все время мотивировать ребенка деньгами у вас не выйдет. Ваша задача – найти такие слова убеждения, которые помогли бы ребенку проявить настоящий интерес к учебе.
Опыт показывает, что деньги здесь срабатывают только на какое-то время. А потом интерес все равно уменьшается, если вы не занимаетесь реальной учебной мотивацией. Что это зна¬ит? Расскажите ребенку, зачем ходить в школу. Только не ограничивайтесь сухой фразой «чтобы учиться». Поделитесь интересными моментами своей жизни, когда учеба приносила вам истинную радость и удовлетворение. Расскажите, как успешная учеба сегодня помогает зарабатывать деньги завтра.
В целом, лучше обойтись без материальной стимуляции учебы.