Речевое развитие детей 7 года
Звуковая сторона речи:
Произносительная сторона речи ребенка седьмого года жизни достигает довольно высокого уровня. Он правильно произносит все звуки родного языка, четко и внятно произносит фразы; говорит громко, но в зависимости от ситуации может говорить тихо и даже шепотом; умеет изменять темп речи с учетом содержания высказывания, четко произносить слова, учитывая при этом нормы литературного произношения; пользуется интонационными средствами выразительности.
Фонематическое восприятие:
Ребенок владеет элементарными навыками звукового анализа слов:
- умеет выделять заданный звук в словах;
- подбирать слова на определенные звуки, требующие тонкой дифференцировки (например, звонкие и глухие, твердые и мягкие пары звуков, свистящие и шипящие);
- устанавливать последовательность звуков в словах;
- делить слова на слоги, предложения на слова.
Словарь:
В количественном и качественном отношении словарь ребенка достигает такого уровня, что он свободно общается со взрослыми и сверстниками и может поддерживать разговор почти на любую тему, доступную его возрасту.
- При рассказывании он стремится точно подбирать слова, яснее отражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое.
- Начинает употреблять в своей речи отвлеченные понятия, сложные слова (длинноногий жираф), пользоваться эпитетами, понимать метафоры (море смеялось).
- Понимает многозначность слов (чистая рубашка, чистый воздух).
- Понимает и использует в своей речи слова с переносным значением.
- В процессе высказывания способен быстро подбирать синонимы (близкие по смыслу слова), которые бы наиболее точно отражали качества, свойства предметов, действия, совершаемые с ними.
- Может точно подбирать слова при сравнении предметов или явлений, метко подмечая в них сходство и различие (белый как снег)
Грамматический строй:
- Употребляет как простые, так и сложные предложения. Для связи простых предложений использует союзы. Использует причастные и деепричастные обороты.
- Правильно согласовывает между собой слова (в роде, числе, падеже).
- Правильно употребляют падежные окончания (трудности возникают лишь при употреблении несклоняемых имен существительных).
Связная речь:
Свободно пользуется монологической речью: способен рассказать о пережитых событиях, пересказать содержание сказки, рассказа, описать окружающие предметы, раскрыть содержание картины, некоторые явления окружающей действительности.