Известно, что наилучший эффект дает коррекционная работа, осуществляемая в сенситивный период развития ребенка (3-5 лет). В это время мозговые функции наиболее пластичны и чувствительны к педагогическому воздействию. Чем позже оказывается коррекционная помощь, тем она менее действенна. Если своевременно не корригировать едва заметные отклонения в моторном, речевом, когнитивном развитии ребенка, то к концу дошкольного детства они могут приобрести выраженный характер и стать причиной стойких трудностей в обучении. В связи с выше сказанным нами была разработана и апробирована диагностическая программа для изучения психического развития воспитанников ДОУ на узловых этапах онтогенеза (в 3, 5, 7 лет). Использование данной программы позволит своевременно выявить детей – дошкольников с пока еще слабо выраженными отклонениями в тех или иных линиях индивидуального развития и рекомендовать необходимые психолого-педагогические меры коррекционно-развивающего характера. В перспективе это поможет уменьшить число младших школьников, испытывающих стойкие трудности в обучении. В основу данной диагностической программы были положены следующие принципы:
При разработке диагностической программы нами, прежде всего, были проанализированы и сопоставлены имеющиеся в литературе психодиагностические методики отечественных и зарубежных авторов, предназначенные для данных возрастных групп. Затем были отобраны, на наш взгляд, наиболее надежные и валидные методики и апробированы на контингенте детей соответствующего возраста. В процессе апробации отдельные методики были модифицированы (упрощена процедура обследования, подобран иной стимульный материал; предложены шкалы уровневой дифференциации развития детей по ключевым линиям с использованием строго однозначной системы качественно-количественной оценки). Ниже представлена данная диагностическая программа. |
Диагностическая программа оценки уровня психического развития детей дошкольного возраста
- Просмотров: 938